ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА


https://doi.org/10.15372/PEMW20150418

Полный текст:




Аннотация

Глобальная информатизация и социально-экономические перемены в постиндустриальном обществе привели к ускорению темпов его эволюции, изменениям в общественных отношениях, жизнедеятельности людей, повлекли за собой также институциональные изменения системы образования. Меняются материальные и социокультурные условия, в которых проходит социализация и самоидентификация молодого поколения. В процессе общественной трансформации изменяются нормы, ценности, социокультурные образцы, в результате чего претерпевают изменение ценностные ориентации молодых людей в самых различных сферах современного российского общества. Молодежь отражает реалии времени и проблемы российского общества, является слепком всего социального пространства. Социальная группа студенческой молодежи стала столь массовой, что может нести в себе проекции, отражать изменения, происходящие в социальной жизни России в целом. В нашем исследовании мы рассматриваем основные социальные факторы, влияющие на формирование и установление трансформированных ценностных ориентаций современной российской студенческой молодежи. Особое внимание обращаем на принципиальные различия двух парадигм - технократической и гуманистической - в интерпретации феноменов противоположных систем ценностных ориентаций по отношению человека (группы людей) к 1. Природе, 2. Другим людям, 3. Труду, а также в психологическом разрезе: 4. Человека к самому себе. В настоящее время социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодежи остро противоречиво и размыто, в основе своей парадоксально. «Кентавр-проблема» проявляется в сознании и поведении студентов как эклектичное соединение альтернативных принципов находящихся в диалектическом единстве гуманистической и технократической парадигм. Выявлены трансфеномены, выражающиеся в противоречивости ценностных ориентаций, названные автором транс-ценностями. Система образования в целом способствует этому. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи в целом имеет асоциальную направленность. При детальном анализе происходящих социальных процессов, явлений, ситуаций и самих научных теорий предлагаются широкие возможности применения метода парадигмального анализа.

Об авторе

Ирина Геннадьевна Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия


Список литературы

1. Комиссарова И. Г. Объединенный динамический массив данных как инструмент социологического портретирования // Социологическая индикация образовательных стратегий и характеристик ценностного сознания студентов и школьников : [сб.] / под науч. ред. Е.Б. Мостовой. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2008. - С. 99-107.

2. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М., 2001.

3. Тощенко Ж. Т. Новые явления в общественном сознании и социальной практике. - СПб., 2008.

4. Турченко В. Н. Парадигмальный анализ методологии социологических теорий. Научный доклад // Препринт № 2. - М., 2010.

5. Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // СОЦИС. - 2012. - № 6. - С. 121-126.

6. Комбаров В. Ю. К определению концепции «трансотчуждения» как формы отчуждения инженеров российских промышленных предприятий // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2011. - Т. 11. - Вып. 2. - С. 152-162.

7. Комиссарова И. Г. Феномен трансформации ценностных ориентаций российского студенчества: социальные факторы и интерпретационные парадигмы // Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. - Уфа, 2012.

8. Комиссарова И. Г. Феномен трансформации ценностных ориентаций российского студенчества: социальные факторы и интерпретационные парадигмы (уточненный вариант) [электронный ресурс]. URL: http://nesch.ieie.nsc.ru/I.G.KomissarovaKongress2012.htm (дата обращения: 13.02.2015).

9. Rokeach М. The nature of human values. - N.Y., 1973. - P. 370.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Комиссарова И.Г. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(4):153-160. https://doi.org/10.15372/PEMW20150418

For citation: Komissarova I.G. THE VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN STUDENTS. Professional education in the modern world. 2015;(4):153-160. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150418

Просмотров: 636

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)