СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150415

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития профессионального самоопределения студентов высшей школы. Проведен анализ и представлены результаты исследований профессионального самоопределения студентов. Предложена гипотеза об условиях формирования и развития профессионального самоопределения студентов вуза в процессе управляемого развития личности. Раскрыто определение понятий индивидуализации и персонализации образовательного пространства. В контексте проблем трудоустройства выпускников обсуждаются организационные и педагогические условия, которые поддерживают профессиональное самоопределение студентов инженерных университетов в рамках индивидуализированного и персонализированного образовательного процесса. Обоснована необходимость системно-деятельностного подхода в формировании и развитии профессионального самоопределения студентов. Особое внимание уделяется созданию модели педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов посредством трех связанных между собой дисциплин, входящих в образовательные программы Томского политехнического университета. Рассматриваются результаты социологического исследования персональных личностно-профессиональных характеристик студентов и возможности их развития в образовательной системе вуза. Приведены результаты исследования студентов ТПУ по ряду направлений будущей профессиональной деятельности и спектра их представлений о важности таких компонентов учебного процесса, как получение рабочей профессии, производственной и исследовательской практики и академической подготовки. Статья показывает необходимость обучения студентов технологии развития карьеры в конкретных инженерных профессиях.

Об авторах

Елена Юрьевна Валитова
Томский политехнический университет
Россия


Вячеслав Алексеевич Стародубцев
Томский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: Психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. - С. 17-35.

2. Валитова Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4 (145). - С. 157-162.

3. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 68-73.

4. Стародубцев В. А., Соловьев М. А., Валитова Е. Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в вузе// Высшее образование в России. - 2015. - № 1. - С. 47-56.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.

6. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Личностно-ориентированное образование: хрестоматия: учебное пособие / сост. А. В. Гришин, Ф. Н. Клюев, Г. Г. Конев. - Челябинск, 2003. - С. 93-108.

7. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда. - М., 2012.

8. Ретунская Т. Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 74-78.

9. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 269-273.

10. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.

11. Есаулова М. Б., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В. Персонификация высшего профессионального образования: на пути к самоуправляемому обучению [электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-35.html (дата обращения: 12.09.2015).

12. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya (дата обращения: 12.09.2015)

13. Всемирная инициатива CDIO [электронный ресурс]. URL: http://www.cdio.org/ (дата обращения: 12.09.2015).

14. Совет по аккредитации для инженерных разработок и технологий ABET [электронный ресурс] URL: http://www.abet.org/ (дата обращения: 12.09.2015).

15. Алтухов В. В., Орлова Е. А., Серебряков А. Г. «Профкарьера»: профориентация для студентов и выпускников вузов // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - С. 55-68.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(4):124-133. https://doi.org/10.15372/PEMW20150415

For citation: Valitova E.Y., Starodubtsev V.A. FOUNDATION OF A SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL STUDENTS’ GUIDANCE IN ENGINEERING EDUCATION. Professional education in the modern world. 2015;(4):124-133. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150415

Просмотров: 402

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)