ГУМАНИЗМ И ГУМАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150308

Полный текст:




Аннотация

Целью статьи является анализ проблемы образования как фактора гуманизации общества, дается критерий гуманизма и гуманизации общественного развития. Для данной цели необходимо рассмотреть гуманизм как самоценность человеческой личности, что и является ценностным ядром русской культурной традиции. Русская философская мысль глубоко гуманистична, так как в центре ее - человек, его счастье, смысл его жизни и бытия. Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Карелин - русские философы критиковали гуманизм за то, что он является фундаментом европейской цивилизации. Однако стоит заметить, что русская философская мысль отрицала светский характер европейского гуманизма, его европоцентризма и антропоцентризм, т. к. это противоречило самой сути христиански ориентированной русской философской мысли. И все же гуманизм в самом широком смысле - это провозглашение самоценности человеческой личности, что составляет ценностное ядро русской культурной традиции. В современном педагогическом пространстве исследователи отмечают признаки глобального кризиса, и поэтому необходимо обратиться к поискам общества с гуманистической ориентацией. Поиски приведут к системе образования, поскольку две составляющие «гуманистической триады» - наука и искусство - оказались в положении, когда само их существование стало проблематичным. Система образования достаточно долго была неизменной и в основном отвечала на вызовы общества. Однако последние реформы показывают все большую тщетность попыток изменить систему образования в рамках либерально-рационалистической традиции. В статье описаны основные тенденции в образовании, развитие которого может оказаться действенным инструментом гуманизации российского общества.

Об авторе

Тамара Антоновна Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия


Список литературы

1. Карелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Крит. исслед. - СПб.: Сытин, 1907.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье. - М., 2002.

3. Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопросы философии. - 1996. - № 9. - С. 90-119.

4. Лекторский В. А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: Наука, 1996. - С. 106-107.

5. Бермус А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. - 1998. - № 5. - С. 33-39.

6. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - С. 46-49.

7. Рубанцова Т. А. Гуманизация современного образования. - Новосибирск: Наука. 2000.

8. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Логос, 1995. - С. 30-41.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рубанцова Т.А. ГУМАНИЗМ И ГУМАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(3):63-70. https://doi.org/10.15372/PEMW20150308

For citation: Rubantsova T.A. HUMANISM AND HUMANIZATION OF MODERN EDUCATIONAL SPACE IN RUSSIA. Professional education in the modern world. 2015;(3):63-70. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150308

Просмотров: 488

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)