Влияние «Навигаторов» на восприятие и использование открытых образовательных ресурсов


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. В условиях устойчивого развития информационных технологий открытые образовательные ресурсы (ООР) становятся одним из ключевых инструментов в научно-образовательной сфере. Эффективность их использования зависит от степени осознания их полезности и доступности для пользователей. Постановка задачи. Цель данной статьи заключается в мониторинге восприятия ООР и анализе влияния «Навигаторов по ООР» на динамику их применения в образовательной практике. Методика и методология исследования. В исследовании применялись как количественные, так и качественные методы, включая анкетирование и устные опросы преподавателей и студентов. Также проведен анализ статистических данных о посещаемости «Библиотеки для открытой науки» – платформы, предоставляющей доступ к разработанным «Навигаторам по ООР» (далее «Навигаторы», https://lib-os.ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/) по всем областям знаний, а также использовании ООР. Полученные данные мониторинга позволили собрать разнообразную информацию о восприятии этих ресурсов. Результаты показали, что использование «Навигаторов» значительно повышает интерес пользователей к ООР. Статистические данные свидетельствуют о росте их применения в учебном процессе и научных исследованиях, что подтверждает эффективность «Навигаторов» в упрощении доступа к качественным образовательным материалам. Выводы. Мониторинг восприятия ООР демонстрирует положительную динамику в их использовании благодаря внедрению «Навигаторов». Это подчеркивает необходимость дальнейшего развития и поддержки ООР, а также создания стратегий, способствующих их интеграции в образовательную среду.


Об авторе

Л. Л. Садовская
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Садовская Лариса Леонидовна – младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки, заведующий отделом справочно-информационного обслуживания

Российская Федерация, 630102 г. Новосибирск, ул. Восход, 15



Список литературы

1. UNESCO recommendation On Open Educational Resources. 2019. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.phpURL_ID=49556&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 11.01.2025).

2. Zou R., Jiang L., Wider W. Bibliometric Insights into the Open Education Landscape // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2025. Vol. 26. № 3. Р. 283–309. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v26i1.7953

3. Еникеева С. Р., Крайнова Е. Д. Открытые образовательные ресурсы как средство организации образовательного процесса // Приоритетные направления развития науки и технологий: XXXI Международная научнопрактическая конференция (Тула, 27 октября 2022 г.). Тула: Инновационные технологии, 2022. С. 186–188. EDN JYVMSO. URL: http://www.semikonf.ru/upload/iblock/5d6/npyjqeciscgrso_rvnqmmbltwdgcclkzyzxiqck%20yumfmetdahuntwymsctvef%20fddfbmvdwtyjzlos%20ooajbtfagy%20ca%20tgfyjjdlvzortnbsypkn.pdf (дата обращения: 12.01.2025).

4. Sousa L., Pedro L., Santos C. An Educational Design Research approach for developing Open Educational Resources to doctoral education training // 2022 17th Iberian Conference on Information Systems and Technologies (CISTI). IEEE, 2022. Р. 1–4. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?arnumber=9820097 (дата обращения: 13.01.2025).

5. Акавова А. И. Улучшение преподавания и обучения с помощью открытых образовательных ресурсов // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 99-1. С. 34–36. DOI 10.18411/trnio-07-2023-09. EDN JIMNCI

6. Баканова И. Г., Капустина Л. В., Козырева М. П. Разработка образовательного сценария обучения с применением технологии виртуальной реальности // Педагогическое образование в России. 2024. № 3. С. 25–30. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/3-2024/3-2024-25-30.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

7. Cronin C. Openness and Praxis: Exploring the Use of Open Educational Practices in Higher Education // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18, № 5. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v18i5.3096. URL: https://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/3096 (дата обращения: 11.01.2025).

8. Khanna P., Basak P. C. An OER architecture framework: Need and design // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol. 14, № 1. P. 65–83. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v14i1.1355.

9. Sousa L., Pedro L., Santos C. A Systematic Review of Systematic Reviews on Open Educational Resources: An Analysis of the Legal and Technical Openness // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2023. Vol. 24, № 3. P. 18–33. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v24i3.7196.

10. Белова Л. В., Михайлова Л. Ю., Маликова О. Н., Романова А. А., Котова А. Ю. Модернизация высшего образования на основе цифровой трансформации: проекты, реалии, риски // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Т. 13, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN225.pdf (дата обращения: 15.01.2025).

11. Сергеева И. А., Петухова А. В. Инженерно-графическая подготовка студентов в условиях компьютеризации обучения // Вестник евразийской науки. 2014, № 3 (22). С. 152. URL: http://naukovedenie.ru 107PVN314 (дата обращения: 25.12.2024).

12. Дьяконенко Ю. Н. Использование открытых образовательных ресурсов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 37. С. 44–50. URL: http://e-koncept.ru/2016/56784.htm (дата обращения: 20.12.2024).

13. Kessler M., Pеrez-Berenguer D. Creating, consuming, remixing, and sharing accessible Open Educational Resources (OERs) using an authoring tool. Open Learning // The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2023. P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1080/02680513.2023.2248175

14. Подлесный С. А. Обеспечение качества инженерного образования в условиях новой индустриализации России // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 16. С. 214–219.

15. Walker J. et al. Developing a pedagogical photoreal virtual environment to teach civil engineering // Interactive Technology and Smart Education. 2020. Vol. 17, № 3. P. 303–321. DOI: https://doi.org/10.1108/itse-10-2019-0069

16. Павличева Е. Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9, № 3. С. 50–55. DOI: 10.46548/21vek-2020-0952-0008.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Садовская Л.Л. Влияние «Навигаторов» на восприятие и использование открытых образовательных ресурсов. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):553 –561. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-12

For citation: Sadovskaya L.L. The influence of «Navigators» on the perception and use of open educational resources. Professional education in the modern world. 2025;15(3):553 –561. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-12

Просмотров: 0

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)