Использование методики разработки модели компетенций по рабочим специальностям в вузе


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. Одной из важных задач в системе образования является определение нормативного наполнения трудовой деятельности по разным специальностям, которое может быть использовано для проектирования образовательных программ. Разрыв между тем, какую деятельность осуществляют специалисты на местах и чему учат в вузах, ухудшает качество и эффективность образовательной деятельности. Поэтому важно уметь определять структуру профессиональной деятельности по конкретному направлению, перечень и содержание компетенций, необходимые для нее, а также индикаторы, по которым можно определить степень соответствия. Постановка задачи. Цель исследования – представить методический подход к разработке модели компетенций по рабочим специальностям, который был апробирован в опыте крупнейшей отечественной компании Росатом. Методика и методология исследования. В качестве базовых методов исследования выступили наблюдение за конкретной деятельностью специалистов, фокус-группы для разработки структуры модели компетенций по рабочему специалисту – оператору станков с ЧПУ. Результаты. Разработана модель компетенций рабочего – оператора станка с ЧПУ, выделена ее структура, описаны виды деятельности, которые осуществляет работник, дана характеристика уровням развития компетенций, а также время и образование, необходимые для перехода с одного уровня на другой. Выводы. Разработанный методический подход может стать основой для разработки профессиональных корпоративных компетенций, а также использован в образовательных организациях для внедрения бизнес-подхода к проектированию образовательных программ.


Об авторе

Р. А. Долженко
Уральский государственный экономический университет
Россия

Долженко Руслан Алексеевич – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом

Российская Федерация, г. Екатеринбург, 620144, ул. 8 Марта, 62



Список литературы

1. Апенько С. Н. Методология, теория и практика оценки персонала в современных условиях: монография. Москва: Информ-Знание, 2005. 564 с.

2. Долженко Р. А., Привалов В. И. Использование модели компетенций в системе корпоративного обучения персонала // Мотивация и оплата труда. 2017. № 3. С. 182–195.

3. Евдокимова Н. В. Становление понятий «компетентность» и «компетенция» в современной педагогической практике // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды международной научно-практической интернет-конференции. Сб. 5. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 2007. С. 49–55.

4. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. Москва: Экзамен, 2004. 414 с.

5. Аболмасов А. В., Новак А. И. Компетентностно-ценностный подход: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2023.

6. Муравьева А. А. Компетенции и обучение для рынка труда // Труд за рубежом. 2003. № 3. С. 106–128.

7. Профессиональный стандарт работника по обслуживанию и ремонту оборудования релейной защиты и автоматики электрических сетей / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 ноября 2021 г. № 786н. URL: https://docs.cntd.ru/document/727116529 (дата обращения: 10.12.2024).

8. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Москва: Издательство ГИППО, 2005. 384 с.

9. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям / пер. с англ. Москва: HIPPO, 2003.

10. Dubois D. D., Rothwell W. J. Competency-Based human resource Management. Davies-Black Publishing. 2004. 291 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Долженко Р.А. Использование методики разработки модели компетенций по рабочим специальностям в вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):533–542. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-10

For citation: Dolzhenko R.A. Using the methodology of developing a competence model of for working specialties at a university. Professional education in the modern world. 2025;15(3):533–542. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-10

Просмотров: 0

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)