Сквозная подготовка кадров на стыке среднего профессионального образования и высшего образования: эволюционный аспект
https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-6
Аннотация
Введение. Вопросы подготовки кадров по единому направлению на стыке СПО – ВО находятся в фокусе внимания педагогов, подготавливающих специалистов разных профилей. Слабая изученность особенностей эволюции систем непрерывной подготовки кадров не может не снижать эффективность разрабатываемых и воплощаемых в жизнь моделей взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и высшего образования и моделей управления таким взаимодействием. Постановка задачи. Целью настоящего исследования является конструирование модели эволюции непрерывной подготовки кадров по единому направлению (сквозной подготовки кадров) на стыке среднего профессионального образования и высшего образования, позволяющей прогнозировать развитие этой подготовки и управлять ею. Методика и методология исследования. Для достижения поставленной цели применены такие методы, как контент-анализ и моделирование. В частности, при моделировании эволюции сквозной подготовки на стыке среднего профессионального образования и высшего образования использован категориальный метод исследования – «Порядок следования целей». Результаты. С помощью указанного метода выделены состояния, характерные для этапов развития сквозной подготовки кадров от замысла до ее ликвидации: низкодифференцированное состояние, конкурентное состояние, состояние роста, состояние упадка. На каждой из этапов система может развиваться в одном из направлений: прогресс, изогресс, регресс. Описано содержание управленческих воздействий, необходимых на каждой из выделенных стадий. Выводы. Проведенная работа позволила расширить методологию научного исследования предметной области. Результаты исследования можно практически применить при проектировании системы управления сквозной подготовкой кадров на стыке среднего профессионального образования и высшего образования.
Об авторе
Р. А. КареловаРоссия
Карелова Рия Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий
Российская Федерация, 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 59
Список литературы
1. Иванова Н. В., Яковлева Е. В., Виноградова М. А. Анализ моделей интеграции деятельности образовательных организаций СПО-ВО для построения единого пространства непрерывного педагогического образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 2 (113). С. 178–190. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-15
2. Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «колледж-вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019. № 2 (54). С. 186–190.
3. Репина А. В. Подходы к обеспечению интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 31–36. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145Х-2020-1-112-31-36
4. Васина Е. В., Доржиева Л. А. Трансформация среднего профессионального образования: образовательный консорциум как механизм развития системы непрерывного профессионального образования // Среднее профессиональное образование: как учить и учиться в современном мире: сборник докладов Всероссийской педагогической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2022 г.). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2022. С. 6–12.
5. Гнатышина Е. А., Савченков А. В. Преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 2. С. 14–18.
6. Чеха О. В. Методика и результаты исследования преемственной образовательной программы «Колледж-вуз» по агроинженерии // Агроинженерия. 2010. № 4. С. 101–104.
7. Карелова Р. А. Конструирование понятия «сквозная подготовка кадров» // Непрерывное образование: XXI век. 2023. № 4 (44). С. 140–162. DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2023.8744
8. Евстафьев Н. В. Механизм устойчивого взаимодействия фирм в процессе совместной деятельности // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2005. Т. 147, № 3. С. 72–81.
9. Государственный стандарт Р 57193-2016. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. № 1538-ст: дата введения 2017-11-01. Москва: Стандартинформ, 2016. 94 с.
10. Акуленок М. В. О жизненном цикле образовательной программы // Актуальные проблемы информатизации в науке и образовании – 2018: материалы научно-практической конференции: сборник статей (Зеленоград, 08–09 ноября 2018 г.) Зеленоград: Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», 2018. С. 5–10.
11. Никитаева А. Ю., Алешин А. В. Модели межфирменного взаимодействия: использование потенциала партнерства для модернизации основных сегментов хозяйственного комплекса Юга России // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 3-2. С. 101–106.
12. Аракелова И. В. Особенности применения программ лояльности на рынке В2В в России // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 4 (32). С. 76–85.
13. Разумов В. И. Онтологические основания и методология подготовки многодисциплинарных исследований // Математические структуры и моделирование. 1999. № 1 (3). С. 8–29.
14. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. Москва: ИНФРА-М, 2025. 227 с. DOI: https://doi.org/10.12737/991914
15. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учебное пособие / вст. ст. А. Г. Теслинова. Омск: Омск. гос. ун-т. 2004. 277 с.
16. Боровских А. В., Розов Н. Х. Эволюция целей и ценностей образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2012. № 2. С. 3–17.
17. Гусарова С. В. Эволюция становления целей образования в истории образования и педагогической мысли // Духовно-нравственные основы высшего образования: история и современность: сборник статей по материалам научно-практической конференции в рамках XXIX Международных образовательных чтений (Москва, 17 мая 2021 г.). Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА. 2022. С. 83–92.
18. Палей Е. В. Онтологические основания и цели образования: противоречия трансформации // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 6, № 1. С. 21–25.
19. Ерохин А. К., Власенко А. А. Дилемма целей высшего образования в философском измерении // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9, № 4-1. С. 132–144. DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-4-132-144
20. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. Москва: Аделант, 2014. 800 с.
21. Философский энциклопедический словарь / редкол. Л. Ф. Ильичев [и др.]. Москва: Советская энциклопедия. 1983. 840 с.
22. Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т. 40 / гл. ред. Б.А. Введенский. Изд. 2-е. М.: Большая Советская энциклопедия, 1957. 648 с.
23. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 20 / гл. ред. А.М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия, 1975. 608 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Карелова Р.А. Сквозная подготовка кадров на стыке среднего профессионального образования и высшего образования: эволюционный аспект. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):483–494. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-6
For citation: Karelova R.A. End-to-end personnel training at the intersection of secondary vocational and higher education: The evolutionary aspect. Professional education in the modern world. 2025;15(3):483–494. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-6
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.












.png)
.png)






