Формирование готовности к инновационной деятельности у будущих юристов


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-4

Полный текст:




Аннотация

Введение. Формирование профессиональной готовности будущих юристов к инновационной деятельности в профессионально-юридическом образовательном процессе в университете базируется на необходимости трансформации содержания университетского образования с  учетом уточненной ведущей трактовки понятия и структурных характеристик совокупности компонентов. Выделены пути и ресурсы трансформации мотивации студентов, наращивания инновационного потенциала когнитивного плана, технологических ресурсов и многообразия средств воздействия и рефлексивного потенциала. Постановка задачи. Обоснование сущности и структуры формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих юристов в современном цифровом университетском образовании. Методика и методология исследования. Рассмотрены методы системного анализа, моделирования и интерпретации полученных результатов теоретического анализа и его экспериментальной апробации. Результаты. 95 % обучающихся отмечают несомненную важность инновационной природы профессионально-юридической деятельности разных профилей. Выводы. Ресурсы мотивационного, когнитивного, технологического и рефлексивного компонентов и пути трансформации содержания профессиональной готовности будущих юристов могут быть рассмотрены эффективными инструментами в цифровом университетском образовании.


Об авторах

Т. И. Ератова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Ератова Татьяна Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры муниципального и экологического права

Российская Федерация, 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95



Г. Е. Котькова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Котькова Галина Евгеньевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры конфликтологии и социального управления

Российская Федерация, 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95



С. В. Фефелов
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Фефелов Сергей Васильевич – доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры теории и истории государства и прав

Российская Федерация, 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95



Список литературы

1. Государственная программа «Инновационное развитие и модернизация экономики». URL: http:// https://programs.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2024).

2. Ератова Т. И. Технология формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 2(91). С. 201–203.

3. Горбунова Н. В., Комарова Э. П., Фетисов А. С. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе: культурологический и этнокультурный подходы // Язык и культура. 2022. № 60. С. 140–155. DOI 10.17223/19996195/60/8

4. Образцов П. И., Гонеев А. Д., Уман А. И. Организация интерактивного профессионального обучения в условиях реализации технологического подхода в вузе // Образование и общество. 2018. № 5 (112). С. 9–12.

5. Siegman O. Global Environmental Change: Human and Policy Dimensions // Nature – based environmental education of children. Canadian Research Ecological Centre, 2017. P. 88–94.

6. Poeck V, Ostman K. Environmental Education Research // Creating Space for the Political in environmental and sustainability education practice through a political move Analysis of Educator’s Actions. Switzerland. September 2018. P. 1406–1423.

7. Azevedo A. M., Gutberlet J., Araújo S. D., Duarte F. H. Impacts of Covid-19 on organized waste pickers in selected municipalities in the State of São Paulo Ambiente e Sociedade, 2022. URL: https://www.mendeley.com/catalogue/46c53143-fbd5-3496-97f0-579a1fac769f (дата обращения: 23.12.2024).

8. Бережная И. Ф., Вьюнова Н. И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90–97.

9. Ушаков А. А., Сажина Н. М., Алдошина М. И., Денисенко Е. Г. Социально-педагогическая поддержка саморазвивающихся педагогов в кризисные периоды профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2024. № 3 (69). С. 637–651. DOI 10.32744/pse.2024.3.39

10. Ератова Т. И., Сезонова Т. В. Пути диверсификации профессионально-юридического образования в системе ДПО // Образование и общество. 2024. № 4 (147). С. 9–14.

11. Князева А. Г. Модель формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 67–70.

12. Максимов Ю. Г. Педагогические условия подготовки студентов к инновационной деятельности в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2001. 24 с.

13. Воног В. В. Цифровая трансформация системы иноязычной подготовки в процессе обучения студентов инженерного профиля // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 2. С. 150–162.

14. Брызгалина Е. В. Фундаментальное образование в современном университете как ответ на современные вызовы // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 5–8.

15. Алдошина М. И. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 3 (50). С. 84–97.

16. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Москва: Директ-Медиа, 2007. 400 с.

17. Шалаев В. П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек – маркеры переходной истории // Сервис plus. 2008. № 2. С. 96–105.

18. Воропаева Е. Э. Акмеологический подход к проблеме готовности педагога к инновационной деятельности // Научный поиск. 2013. № 3. С. 62–65.

19. Савина Н. Н., Шатунова О. В. О критериях готовности будущих учителей к созданию высокоинтеллектуальных образовательных новшеств // Инновации в образовании, 2015. № 11. С. 68–77.

20. Богуславский М. В., Занаев С. З. Развитие М. Н. Скаткиным основ общего и политехнического образования // Народное образование, 2021. № 1 (1484). С. 165–174.

21. Вербицки А. А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.

22. Алдошина М. И. Акмеологический клуб «Ступени мастерства» в технологии формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 4. С. 145–154. DOI 10.15593/2224-9389/2024.4.12.

23. Pellegrino J. W., Quellmalz E. S. Perspectives on the Integration of Technology and Assessment // Journal of Research on Technology in Education. 2010. № 43 (2). P. 119–134.

24. Sadler D. R. Beyond feedback: developing student capability in complex appraisal // Assessment and Evaluation in Higher Education. 2010. № 35 (5). P. 535–550.

25. Шумейко А. А. Формирование цифровых компетенций студентов вуза в условиях новой образовательной парадигмы // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 4. С. 180–184.

26. Есин Р. В., Кустицкая Т. А., Носков М. В. Прогнозирование успешности обучения по дисциплине на основе универсальных показателей цифрового следа // Информатика и образование, 2023. № 38 (3). С. 31–41.

27. Гревцева Г. Я., Котлярова И. О., Сериков Г. Н. [и др.] Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета, 2021. № 462. С. 181–191. DOI 10.17223/15617793/462/22

28. Алексеев С. В. Технология тренинга научно-исследовательских компетенций студентов педагогических вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 1 (81). С. 26–28.

29. Иванов О. Б., Иванова С. В. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6–27. DOI: doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042

30. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России, 2022. Т. 31, № 1. С. 159–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ератова Т.И., Котькова Г.Е., Фефелов С.В. Формирование готовности к инновационной деятельности у будущих юристов. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(3):464 –472. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-4

For citation: Eratova T.I., Kotkova G.E., Fefelov S.V. Formation of readiness for innovative activities in future lawyers. Professional education in the modern world. 2025;15(3):464 –472. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2025-3-4

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)