Ценностные основы образовательной деятельности: социальнофилософский анализ статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 3


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-18

Полный текст:




Аннотация

Социально-философская рефлексия ценностных основ образовательной деятельности осуществлена в рамках комментариев статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» в период с 2016 по 2020 г. и представлена в виде краткого изложения концептуальных основ, содержащих ключевые положения аксиологии и праксиологии образовательной деятельности. Обзорный материал позволил зафиксировать в авторском дискурсе сущность и содержание образования в контексте социального бытия, обозначить ценностные основы теории познания в образовательном пространстве и артикулировать главные общественные и образовательные ценности. В связи с этим становится необходимым осуществление методологической фиксации ценностных основ образовательной деятельности, таких как «качество образования», «художественно-образное познание», «коммуникативные навыки», «онтология традиций в системе отечественного образования», «безопасность жизнедеятельности», «опыт духовной миссии российского образования», «ценности православной культуры», «когнитивные комплексы» и др. Зависимое от сложившегося духовно-нравственного и мировоззренческого общественного интеллектуального капитала, новое социально-философское знание знакомит научно-педагогическое сообщество с отрефлексированной аксиологической и праксиологической методологией в исследовании образовательных проблем и ­противоречий.


Об авторах

И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – доктор философских наук, доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского института философии образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Косенко Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Научно-исследовательского института философии образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Ю. Чжан
Шаньдунский институт физического воспитания; Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Чжан Юньшэн – преподаватель-исследователь отдела «Здоровье и управление услугами»; аспирант кафедры права и философии, Научно-исследовательского института философии образования

10600, Цзинань, пр-т Сенчури; 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Яковлева И.В. Становление и определение исходных оснований науки об образовании в журнале «Философия образования» (2001–2005 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 3. С. 18–45.

2. Яковлева И.В., Косенко Т.С. Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале «Философия образования» (2006–2011 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 39–114.

3. Яковлева И.В., Косенко Т.С., Ушакова Е.В. Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 136–209.

4. Яковлева И.В., Косенко Т.С., Чжан Ю. Онтология изменений образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.) Часть 1 // Профессиональное образование в современном мире. 2024. Т. 14, № 4. С. 711–731.

5. Яковлева И.В., Косенко Т.С., Чжан Ю. Социально-философский анализ пролегоменов образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.) Часть 2 // Профессиональное образование в современном мире. 2025. Т. 15, № 1.

6. Гуляевская Н.В., Дахин А.Н. Операциональное представление результатов в когнитивной технологии обучения // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 203–219.

7. Резников В.М. Философские и научные подходы к проблеме индукции // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 20–27.

8. Гуща Р.А., Бережнова Л.Н. Оптимальность – основа организации процесса обучения в современной российской системе образования // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 34–43.

9. Попов А.А., Ермаков С.В., Аверков М.С. Метод открытого образования: от отражения действительности к конструированию практик // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 126–153.

10. Шимельфениг О.В. (2020). Трансдисциплинарная стратегия в научном познании и образовании // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 54–67.

11. Шмакова Г.В. Возможности образовательного туризма в изучении краеведения в вузе // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 194–199.

12. Лымарева Ю.В. Особенности структурирования авторского учебного курса по предмету «технология» в условиях ФГОС // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 47–56.

13. Арташкина Т.А., Киселева В.А. Специфика информационного продукта социальной сети Instagram (Инстаграмм) // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 41–58.

14. Пронин М.А. Вызовы мировоззрению разработчиков технологий виртуальной реальности (TVR): философские, этические, юридические и другие следствия // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 46–69.

15. Абрамова М.А., Каменев Р.В. Высокие технологии в инновационном развитии высшего образования // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 153–163.

16. Жафяров А.Ж., Яровая Е.А. (2020). Требования госстандартов и компетентностного подхода к математике основной школы // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 185–202.

17. Крупкин А.В. О проблемах и путях развития системы подготовки инженерных кадров для строительной отрасли Российской Федерации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 80–99.

18. Резников В.М. Методологический анализ проблем применимости математики // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 171–178.

19. Самардак М.В. Проблема формирования профессиональной направленности студентов на основе графических дисциплин в инженерном образовании // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 130–134.

20. Шимлина (Рябцева) И.В., СувороваЛ.Б. Изучение готовности учителя к формированию исследовательских компетенций школьников в процессе обучения географии // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 188–194.

21. Маджуга А.Г., Синицина И.А., Асадуллина С.Х., Асадуллин Э.Ф. Фрактально-резонансный и квантовый подходы как методология современного социально-гуманитарного знания // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 145–161.

22. Емельяненко В.Д. Геймификация в образовании: пределы применения (ценностно-мировоззренческий подход) // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 130–146.

23. Качалова Г.С., Хомченко А.С., Дмитриева Н.А. Историко-методологический аспект обучения химии // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 198–214.

24. Вахрушева С.Н., Машарова Т.В. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности студентов // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 186–196.

25. Глухов П.П. Компетентностные испытания как современная форма оценки образовательных достижений // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 99–110.

26. Жафяров А.Ж., Чугунова Т.А. Новые стандарты магистратуры (педагогическое направление) в терминах компетентностей // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 165–173.

27. Макарова О.Б., Иашвили М.В. Педагогическая интеграция и метапредметный подход в естественно-научном образовании // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 205–216.

28. Лаврентьева З.И. Организация исследований по социальной педагогике в академической магистратуре // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 173–184.

29. Касатова Г.А., Аверьянова Т.А., Седова Ю.С. Педагогические условия процесса формирования профессиональной компетентности студентов вуза на практических занятиях // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 138–148.

30. Маланичева А.В. Педагогическое содействие успешной подготовке школьников к государственной итоговой аттестации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 217–234.

31. Гранатов Г.Г. Концепция дополнительности при программировании проблемно-развивающего контроля в процессе формирования у студентов профессионально-педагогического мышления // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 179–195.

32. Аникина М.Н., Афонина Р.Н., Лесных Е.А., Малолеткина Т.С. Педагогические условия развития творческого мышления студентов в экологическом образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 178–185.

33. Попов А.А., Глухов П.П., Аверков М.С. Конструирование инклюзивного образования одаренных обучающихся на основе антропопрактического подхода // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 151–164.

34. Макулин А.В. Визуализация философского знания на примере инфографики мысленных философских экспериментов // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 147–164.

35. Дудина М.Н. Эссе как творческое задание в дидактике высшей школы (опыт эмпирического исследования) // Философия образования. 2020. Т. 2, № 1. С. 38–53.

36. Халекха А., Моради М., Захед Б.А., Рахмати З. Оценка влияния философских историй на дух постановки вопросов у мальчиков − учеников пятого класса // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 86–94.

37. Мендонса С., Спаолонци А.Э. К. А. Недогматическое преподавание философии: темы дискуссии для практики обучения // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 70–85.

38. Кравченко К.А. Эстетические аспекты академического рисунка // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 117–123.

39. Кравченко К.А., Шаляпин О.В. Методические особенности обучения рисунку натюрморта в педагогическом вузе // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 195–202.

40. Савельева О.П. Современные подходы к активизации художественно-творческой деятельности обучающихся // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 165–174.

41. Кравченко К.А., Головачева Н.П. Современные тенденции развития способов графического изображения в академическом рисунке // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 202–210.

42. Кравченко К.А., Шаляпин О.В. Рисунок как форма художественно-образного познания // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 169–175.

43. Кравченко К.А., Костенко В.И. Принципы развития конструктивно-пластического восприятия студентов // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 197–205.

44. Беляев А.В. Пути формирования целостного восприятия цвета в живописи у учащихся детской художественной школы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 130–137.

45. Шаляпин О.В. Некоторые проблемы объемной формы при изображении головы человека // Философия образования. 2017/ № 1 (70). С. 124–128.

46. Макулин А.В. Философская инфографика – визиософия: новый дизайн интерактивных методик в высшей школе // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 196–206.

47. Видинеев В.Н. Академическая школа в контексте развития современного искусства // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 155–161.

48. Макулин А.В. Философия и логика визуального мышления // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 34–45.

49. Голосай А.В. Диагностика результативности оценки учебной деятельности в процессе обучения академическому рисунку // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 161–168.

50. Соколов М.В., Соколова М.С. Возрастание роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании периода 1980–2000 годов // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 159–167.

51. Горбунова Г.А., Савельева О.П. К вопросу о проблемах и тенденциях профессионального становления педагога-художника в современном образовании // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 94–101.

52. Петрашень Е.П. Методика преподавания ландшафтного проектирования дизайнерам среды широкого профиля в СПБГУ // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 97–108.

53. Гарипова Н.М. Невостребованный потенциал музыки в свете решения проблем современного образования и общества // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 150–164.

54. Adna M.I. A., Juliana Timi Anglas Tarumoto Okan-ara-ori: reflections on dance teaching from «Body and Ancestors», proposal, Nago people knowledge and by Conceicao Evaristos concept of «Escrevivencia» // Philosophy of education. 2020. Т. 20, № 1. С. 138–159.

55. Загорулько Л.П. Языковое образование как стратегия национальной безопасности государства // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 128–133.

56. Груздева М.А., Волынкина Н.В. Методологический аспект формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 194–201.

57. Проскура Я.В., Терехова Е.А. Метод кейс-стади как инструмент формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 69–76.

58. Чекунова М.А. К вопросу о медиатизации политикоадминистративной интернет-коммуникации // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 77–85.

59. Толстикова В.Г. Дистанционное преподавание английского языка: преимущества и недостатки с точки зрения преподавателей // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 154–161.

60. Ерохин В.В., Везнер С.И. Метод дискуссии в процессе обучения дисциплинам лингвистического цикла // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 181–193.

61. Короткина И.Б. Классическая риторика как основа современного академического письма // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 106–123.

62. Комкова А.С., Крутько Е.А. Технология edutainment в обучении английскому языку и культуре в системе высшего образования // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 13–22.

63. Крутько Е.А., Аксянова З.И., Островая Ю.С. Повышение мотивации в условиях информатизации иноязычного образования в неязыковом вузе // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 165–175.

64. Ерохин В.В., Корнилов Ю.В. К вопросу об эффективности дифференцированного обучения иностранному языку // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 168–184.

65. Третьякова Т.Г. Особенности обучения будущих учителей иностранного языка конструированию преподавательских тестов // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 135–148.

66. Целищев В.В. Проблема семантической избыточности и определенность континуум-гипотезы в теориях множеств первого и второго порядков // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 9–19.

67. Каитов А.П., Попова О.А. Интеграция взаимодействия субъектов дошкольного образования как фактор воспитания культуры безопасного поведения детей // Философия образования. 2017. 4 (73). С. 187–196.

68. Анкваб М.Ф. Теоретические основы системной реализации потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях Республики Абхазия // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 111–117.

69. Сорокина Ж.И., Волынкина В.И. Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 106–109.

70. Аблажей А.М. Институт аспирантуры в постсоветский период: сравнительный анализ (часть 1) // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 114–126.

71. Прокопенко С.А. Смысл и значение диссертации // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 186–206.

72. Карнаухов О.П. Повышение качества правового образования сотрудников полиции, впервые принятых на службу в органы внутренних дел России // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 182–193.

73. Кокина М.Н. Конституционный традиционализм и антитрадиционализм в системе российского права и правового образования // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 85–100.

74. Елизова Л.А. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в военно-инженерном институте // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 163–173.

75. Федосеева И.А., Бушуев А.Ю. Роль мотивации в профессиональной подготовке военнослужащих // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 141–152.

76. Солохин А.В. Модель обеспечения качества профессионального развития специалистов руководящего состава инженерно-авиационной службы // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 68–80.

77. Гоптарев В.Н. Феномен эмерджентности и особенности его проявления в психолого-педагогических исследованиях // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 165–177.

78. Малик Л.С., Мелкая Л.А. Менеджерализация как ресурс философии профессионализма в социальной работе // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 113–126.

79. Воронцов П.Г., Ушаков П.В. Физкультурно-спортивная антропология в системе человековедения, новых антропологических наук и физического воспитания // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 66–74.

80. Воронцов П.Г., Ушакова Е.В., Мандриков В.Б. Комплексное образование в сфере здоровья и здорового образа жизни человека // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 134–144.

81. Жомин К.М., Гребенникова И.Н. Социализация обучающихся как основной фактор реализации здоровьесберегающих технологий // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 110–124.

82. Маджуга А.Г., Самородов Д.П., Филипенко Е.В., Малярчук Н.Н. Здоровьесозидающее воспитание учащейся молодежи как метаисторический императив постиндустриального общества // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 93–109.

83. Бабушкин И.Е., Воронцов П.Г., Жариков А.Ю., Иванова В.Н., Ушакова Е.В. Реализация образовательного аспекта формирования здоровья молодежи в теоретической дисциплине «Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительные практики» // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 110–122.

84. Вегнер П.Г., Полотнянко К.Е., Ушакова Е.В., Химичева Н.А. Проблема формирования здорового образа жизни и разнообразие систем педагогического управления // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 166–174.

85. Колтыгина Е.В., Воронцов П.Г., Ушакова Е.В. Общественное здоровье и культура здорового образа жизни в вузовском образовании современной России // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 162–169.

86. Роганов О.А., Воронцов П.Г., Шебалина Л.Г., Эртель В.А. Патриотизм и развитие волевых качеств молодежи в спортивно-оздоровительной деятельности вуза // Философия образования. № 6 (69). С. 151–161.

87. Белявцева О.С., Федорова Н.Ю. (2019). Вопросы здоровьесбережения в высшей школе: укрепление осанки и воспитание выносливости // Философия образования. Т. 19, № 1. С. 145–155.

88. Попова О.А., Глухов П.П., Каитов А.П. Роль игры в формировании культуры безопасного поведения // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 137–151.

89. Агабекян А.В., Блажко А.В., Воронцов П.Г., Иванова В.Н. Специфика физического воспитания российской молодежи посредством зимних видов спорта // Философия образования. 2016. 5 (68). С. 157–165.

90. Иванова В.Н., Ленская И.Ф., Шебалина Л.Г., Байкалова Л.В. Лыжная подготовка как предмет спортивной и педагогической деятельности: специфика Алтая // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 156–172.

91. Александрова Е.А., Евдокимов Н.А., Евдокимова А.И., Таньчева И.В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. 2020. Т. 2, № 4. С. 125–140.

92. Дудкина С.Г. Категории единичного, особенного и всеобщего в сфере адаптивного физкультурного образования лиц с нарушениями речи // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 123–137.

93. Ведухина А.Н., Лобыгина Н.М., Шарапова С.В. Здоровьесберегающие технологии укрепления здоровья молодежи в специальных медицинских группах // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 185–194.

94. Яковлева И.В., Власюк Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в режиме учебы, труда и отдыха студентов (ценностные и деятельностные аспекты) // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. C. 179–184.

95. Ивашевский С.Л. Политика памяти в российском образовании // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 92–101.

96. Карпов А.О. Античная онтология в образовании для общества знаний // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 113–129.

97. Корольков А.А. Истоки педагогической антропологии в античной пайдейе // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 3–12.

98. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П. Дискуссия об историческом пути России и ее отражение в учебном познании // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 13–22.

99. Солодова Г.С. Из истории влияния христианства на развитие образования // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 86–92.

100. Турбовской Я.С. Ленин: взгляд педагога // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 100–112.

101. Ляшко И.А. Реконструкция понятия образования в философском наследии Э.В. Ильенкова // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 100–112.

102. Реморенко И.М. Теоретические основы взаимодействия гражданского общества и государства в истории педагогической мысли // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 91–99.

103. Ан С.А., Каравайкин В.Б., Ушакова Е.В. Социокультурная роль алтайской духовной миссии по просвещению алтайцев: историко-философский анализ // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 109–120.

104. Солодова Г.С. Historical connection of religious and educational activity, prerequisites of distribution of education in Turkestan // Philosophy of education. 2018. № 4 (77). С. 94–102.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева И.В., Косенко Т.С., Чжан Ю. Ценностные основы образовательной деятельности: социальнофилософский анализ статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 3. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):371-422. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-18

For citation: Yakovleva I.­., Kosenko T.­., Zhang Y. The value foundations of educational activity: a socio-philosophical analysis of articles in the scientific journal Philosophy of Education (2016–2020). Part 3. Professional education in the modern world. 2025;15(2):371-422. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-18

Просмотров: 4

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)