Этапы обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. Проблематика профилактики, коррекции и снятия стресса инноваций, управления им в целях предотвращения и преодоления дестабилизации образовательных отношений и системы образования в целом, несмотря на свою теоретическую и практическую актуальность остается малоизученной. Современные исследования практически не рассматривают проблематику этапов управления стрессом инноваций в контексте задач обеспечения устойчивости образовательных систем к этим стрессам. Исследователями России показано, что стресс инноваций дестабилизирует и приводит к потере устойчивости образования и всего сообщества, блокирует роль образования как социального лифта, превращает профессиональную элиту страны и мира в маргинализированный класс работников, ценность которого только декларируется. Постановка задачи. Цель исследования – анализ этапов обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Новизна исследования заключается в продолжающейся разработке интегративной теории стресса инноваций в образовании, а именно в изучении процессуальных компонентов (этапов) обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ этапов обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. В работе отражен одна из стадий интегративного изучения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Результаты. Управление стрессом инноваций в образовании предполагает осуществление ряда этапов обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций: прогнозирования течения и последствий, планирования внедрения инновации и сбора данных о результатах внедрения и возможностях текущих изменений; мотивации образовательной системы и ее членов к инновации, подготовки и организации инновации с учетом вероятных стрессов, их позитивных и негативных последствий; запуска инновации, осознания ее текущих процессов, достижений и затруднений, координации инновации и стрессами, возникающими в процессе внедрения и осуществления новации, профилактика эскалации стресса инноваций; рефлексии и контроля результатов внедрения инновации и стрессов, возникших в результате реформирования образовательной системы, работа по коррекции с конфликтами, кризисами, коллапсами и иными следствиями эскалации стресса инноваций. Выводы. Антипационно-профилактическая работа коллектива непосредственно включенных в ситуацию стейкхолдеров образования по предвосхищению, осознанию опыта инноваций в наибольшей мере отвечает за решение задачи предотвращения эскалации соответствующего стресса. Минимизация как угашение стрессов инноваций – процесс и результат целенаправленной, многоуровневой многоаспектной рефлексивно-исследовательской работы всех субъектов и стейкхолдеров образования по удержанию и/или возрождению базовых ценностно-целевых опор образования, а также осознанию, рефлексии опыта инноваций в образовании и иных сферах. Перспективы исследования на наш взгляд связаны с системным описанием этапов и типов стресса инноваций в ­образовании.


Об авторах

Е. М. Разумова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Разумова Елена Михайловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

455000 г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38



М. А. Мойсеенкова
Сургутский государственный университет
Россия

Мойсеенкова Маргарита Аликовна – старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования

628412 г. Сургут, пр. Ленина, 1

 



П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия

Меньшиков Петр Викторович – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования

248023, г. Калуга, ул. Разина, д.22/48



М. Р. Арпентьева
Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга, Институт управленческих исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник; факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ведущий научный сотрудник

125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, 49



Список литературы

1. Арпентьева М.Р., Гайдар К.М., Кунаковская Л.А. Стресс инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4331–4346.

2. Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Проблема стресса инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 61–73.

3. Тащёва А.И., Арпентьева М.Р., Гриднева С.В. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 3. С. 63–76.

4. Aksarina, I. Y., Dossayeva, S. K., Kosov, A. V., Stepanova, G.A., Akentyeva, I. Y., Brovkina, S. N., Kozhedyorov, A. I., Arpentieva, M. R., Khoteeva, R. I., Kassymova, G.K. Foresight innovations in educational systems in the BRICS countries // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan 2019. Vol. 4 (380). P.123–131.

5. Kassymova G.K., Valeeva G.V., Muller O.Yu., Anufrieva N.V., Arpentieva M.R., Lavrinenko S.V., Dossayeva S.K. Innovation in education: prevention and correction of the pediogenias and matetogenias in students and teachers // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019 a. Vol. 5, №381. P.11–18, https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.130

6. Kassymova, G. K., Aksarina, I. Y., Demchuk, A. V., Stepanova, G. A., … Aksarina, Y.S. Bogach M.A., Brovkina S.N., Kosov A.V., Arpentieva M.R., Dossayeva S.K. Foresight and the role of innovation in the development of Russian education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019 c. Vol.4 (380). P.93–101., https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.96.

7. Bowen, Br.D. Lessons from anticipatory intelligence: Resilient pedagogy in the face of future disruptions. In: Thurston, T. N., Lundstrom, K., & González, C. (Eds.), Resilient pedagogy: Practical teaching strategies to overcome distance, disruption, and distraction. Utah, USA: Utah State University, 2021. Pp. 93–114. https://doi.org/10.26079/a516fb24

8. RеhnA. Innovation for the Fatigued: How to Build a Culture of Deep Creativity. New York: Kogan Page Publishers, 2019. 224 p.

9. David J.L., Cuban L. Cutting Through the Hype: The Essential Guide to School Reform Revised. Harvard: Harvard Education Press, 2010. 220 p.

10. Арпентьева М.Р. Сценирование развития: динамические способности производственных кластеров и форсайт // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 50–60.

11. Azevedo J.P., Gutierrez M., de Hoyos R., Saavedra J. The Unequal Impacts of COVID-19 on Student Learning. // Primary and Secondary Education During Covid-19 / Reimers F.M. (eds.). Cham: Springer, 2022. P. 421–459. https://doi.org/10.1007/978–3–030–81500-416

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. Москва: АСТ; Астрель, 2010. 672 с.

13. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2020. № 2. С.4–23.

14. Hargreaves A., Shirley D. Well-Being in Schools: Three Forces That Will Uplift Your Students in a Volatile World. London: SCD Publ., 2021. 188 р.

15. Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Vol. 9. № 1. С. 2406–2420.

16. Макаренко А.С. Марш тридцатого года. Москва: Просвещение, 1988. 288с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Разумова Е.М., Мойсеенкова М.А., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Этапы обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):360-368. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-17

For citation: Razumova E.­., Moiseenkova M.A., Menshikov P.V., Arpentieva M.­. Managing innovation stress in ensuring the sustainability of educational systems. Professional education in the modern world. 2025;15(2):360-368. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-17

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)