Моделирование сознания и проблемы искусственного интеллекта в образовании в условиях глобализации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-15

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, а также необходимостью модернизации образовательного процесса в условиях глобализации, цифровизации общества. Мы живем в мире, в котором искусственный интеллект фильтрует для нас огромные массивы онлайн-информации, меняя наше восприятие реальности, и внедряется в образование, здравоохранение и ряд других областей, в которых мы раньше доверяли только людям. Информационные технологии позволяют создавать все более изощренные формы виртуальной реальности, конкурирующие по своей значимости и действенности с подлинной реальностью. Искусственная нейронная сеть – одно из направлений искусственного интеллекта, основной задачей которого является моделирование работы человеческого мозга. Среди нерешенных проблем особое место занимают проблемы моделирования сознания и искусственного интеллекта, который обсуждается в двух основных планах естественно-научном, техническом и социально-философском. Выделяется один из основной этой темы вопрос о соотношении сознания к головному мозгу. Искусственный интеллект изменит роль человека в познании мира, современной политике и функционировании общества. Постановка задачи. Анализ проблем нейроцифровизации современного образования как одного из ведущих трендов глобализации, перспектив и ограничений нейроцифровых технологий и технологий искусственного интеллекта в глобализирующемся образовании. Методология и методика исследования – теоретический анализ проблем цифровизации образования как ведущего инструмента его глобализации. Цифровая глобализация как среда функционирования университета XXI в. Качественный контент-анализ глобализирующегося образования, феномена сознания и проблем искусственного интеллекта. Результаты исследования. Глобализация образования чаще всего связывалась с перспективами развития открытого и дистанционного образования, использованием сети Интернет. Развертыванию информатизации способствует глобализация образования. Исследователи искусственного интеллекта обнаружили, что необходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувственного восприятия. Выяснилось, что для создания машин, имитирующих работу человеческого мозга, требуется разобраться в том, как действуют миллиарды его взаимосвязанных нейронов. Выводы. На основе исследования мы пришли к выводу о невозможности технического моделирования всех аспектов человеческого сознания. Самая трудная проблема, стоящая перед современной наукой, – познание процессов человеческого разума, а не просто имитация его работы, что непосредственно затрагивает фундаментальные теоретические проблемы психологической науки. Кто кому будет служить: искусственный интеллект человеку или человек искусственному интеллекту?


Об авторе

Н. А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры технологии обучения, педагогики и психологии

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 147



Список литературы

1. Прист С. Теории сознания. Москва: ИТС: Дом интеллектуальной книги. 2000. 287 с.

2. Аблеев С.Р. Современные исследования сознания: проблема философской методологии и концептуальных онтологических позиций // Философские исследования и современность. 2012. Вып. 1. С. 6–19.

3. Аблеев С.Р. Онтологические основы философии сознания в контексте концепции универсального монизма // Философские исследования и современность. 2013. Вып. 2. С. 6–20.

4. Лефевр В.А. «Непостижимая» эффективность математики в исследованиях человеческой рефлексии // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 51–58.

5. Дубровский Д.И. Развитие искусственного интеллекта и глобальный кризис земной цивилизации (к анализу социогуманитарных проблем) // Философия науки и техники. 2022. Т. 27, № 2. С. 100–107.

6. Киссинджер Г., Шмидт Э., Хаттенлокер Д. Искусственный разум и новая эра человечества / пер. с англ. М.: Альпина ПРО, 2022. 200 с.

7. Малиничев Д.М., Арпентьева М.Р. Нейроцифровые технологии и искусственный интеллект в современном образовании: от аугментации к управлению человеком // Вестник РМАТ. 2023. № 3. С. 17–25.

8. Ионченкова Я.Ю., Богданова Т.В. Роль высшего образования в современном мире // Современное педагогическое образование. 2024. № 4. С. 434–436.

9. Лесюк М.И. Этические аспекты нейросетевых технологий в науке и образовании // Искусственные общества. 2023. Т. 18. Вып. 3. DOI: 10.18254/S20775180027043–6

10. Нейросеть от Deepmind. URL: https://deepmind.com/blog/article/alphafold-a-solution-to-a-50 year-old-grandchallenge-in-biology (дата обращения: 12.02.2025).

11. Алешина И.В. Маркетинг университета эпохи цифровой глобализации // Вестник университета. 2021. № 1. С. 20–27.

12. Manyika J., Lund S., Bughin J., Woetzel J., Stamenov K., Dhingra D. Digital globalization: the new era of global flows, McKinsey Global Institute, February 24, 2016, Executive Summary, 28 p. URL: https://mck.co/2YJBmZl (дата обращения: 21.11.2020).

13. Любимов И.Л. От универсализма к индивидуализму: новые подходы к решению проблем экономического роста // Вопросы экономики. 2019. № 11. C. 108–126. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-11-108-126

14. Мау В.А. Экономика и политика 2019 2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. № 3. C. 5–27.

15. Patent applications, residents. URL: https://data.worldbank.org/indicator/IP.PAT.RESD (дата обращения: 21.11.2020).

16. Иностранные хищные журналы в Scopus и WoS: переводной плагиат и российские недобросовестные авторы. Комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований / при участии А.А. Абалкиной. А.С. Касьяна. Л.Г. Мелиховой. Москва, 2020. 64 с.

17. Rankin. W. Education is over. April. 24/2020. URL: https://medium.com/regenerativeglobal/education-is-over8d9d57502d2c (дата обращения: 07.04. 2025).

18. «Экономика во время пандемии и после нее». Лекция декана ЭФ МГУ, профессора А.А. Аузана. 9 апреля 2020 г. URL: https://www.econ.msu.ru/COVID-19/Auzan/ (дата обращения: 21.11.2020).

19. «На государство возлагаются главные надежды». Владимир Мау о возможных и невозможных последствиях пандемии для экономики // Коммерсант. 05.04.2020. С. 2.

20. Harari Y.N. 21 lessons for the 21st century // Spiegel & Grau. 2018. 400 p.

21. Emerson H. The four-year university model needs a lifelong learning a lifelong learning overhaul fedruary 2020. URL: https://222.2ired.co.uk/article/university-lifeong-learning (дата обращения: 07.04.2025).

22. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный вектор науки и образования // Вестник высшей школы. 2017. № 9, сентябрь. С. 17–21.

23. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 25–31.

24. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии: [материалы совещания]. Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. С. 393–424.

25. Алексеева И.Ю. Знание как объект компьютерного моделирования // Вопросы философии. 1987. № 5. С. 29–40.

26. Будущее искусственного интеллекта / ред. сост. К.Е. Левитин, Д.А. Поспелов. Москва: Наука, 1991. 301 c.

27. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 07.10.2022).

28. Зотин А. Робовладельческий строй. Как мы будем жить при суперкапитализме. URL: https://news.mail.ru/economics/31540676/?frommail=10 (дата обращения: 08.11.2017).

29. Основатель Alibaba: скоро производством будет заниматься искусственный интеллект URL: https://www.kommersant.ru/doc/3441645?from=doc_vrez (дата обращения: 07.10.2022).

30. К обществам знания. ЮНЕСКО, 2005. С. 62–102.

31. Корниенко Н.А. Феномен сознания и проблемы искусственного интеллекта в условиях глобализации // Цифровая трансформация и искусственный интеллект: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках форума участников китайско-российского союза высших педагогических учебных заведений (г. Новосибирск, 17 ноября 2022) / под ред. И.В. Сартакова. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2022. С. 18–33.

32. Брызгалина Е.В. Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения // Человек. 2021. Т. 32, № 2. С. 9–29.

33. Аблеев С.Р. Психофизическая проблема в контексте концепции имперсонального сознания // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 229–232.

34. Кант И. Критика чистого разума. Москва: Мысль, 1994. 582 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Корниенко Н.А. Моделирование сознания и проблемы искусственного интеллекта в образовании в условиях глобализации. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):335-350. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-15

For citation: Kornienko N.A. Modeling consciousness and the problems of artificial intelligence in education in the context of globalization. Professional education in the modern world. 2025;15(2):335-350. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-15

Просмотров: 6

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)