Применение генеративных нейросетевых ассистентов в образовательном процессе: угрозы и новые возможности


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. Все чаще преподаватели и студенты используют генеративные нейросетевые ассистенты, трансформирующие образовательную среду. Постановка задачи. В статье рассматриваются ИИ-сервисы: GigaChat, YandexGPT, ChatGPT, DeepSeek. Цель нашего исследования – выявление новых возможностей и угроз, связанных с их применением в образовании. Методика и методология исследования. Использованы методы: монографический, системного анализа, статистические, включая, опросы, сводку, группировку, расчет относительных величин. Авторы проанализировали особенности использования рассматриваемых сервисов: тариф, целевая аудитория, доступность на территории РФ. Проведено два статистических исследования в форме опросов особенностей использования преподавателями и студентами четырех российских вузов генеративных нейросетевых ассистентов. Результаты. Перечислены актуальные для образования функции генеративных нейросетевых ассистентов, которые чаще используют студенты, чем преподаватели. Это подтверждает проведенное статистическое исследование: только 47,96 % преподавателей в 2025 г. применяли генеративные нейросетевые ассистенты, при этом студенты первых курсов бакалавриата – 82,05 %, а более старших курсов и магистратуры – 100 %. Второе наше исследование показывает проблемы в распознавании сгенерированного текста. В качестве угроз использования генеративных нейросетевых ассистентов авторы видят: наличие у сервисов «галлюцинаций», которые не всегда распознаются студентами; недостаточное усвоение пройденного материала; снижение эмоционального интеллекта, способности обучаться, развивать критическое мышление. Хотя анализ публикаций показывает, что часть авторов с этим не согласна и пропагандирует кибернизацию сознания, прогнозируя, что нейроинтерфейсы устранят эти угрозы. Еще одним из последствий применения генеративных нейросетевых ассистентов становится снижение когнитивной нагрузки. Ученые расходятся во мнении, плохо это или хорошо. С одной стороны это позволит избежать профессионального выгорания, перегрузки у человека, а с другой – ослаблению умственных способностей, пассивному потреблению информации, деградации уже имеющихся навыков. Генеративные нейросетевые ассистенты меняют образовательную среду, и минимизировать риски такой трансформации смогут только преподаватели, обладающие ИИ-компетенциями.


Об авторах

А. А. Алетдинова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Алетдинова Анна Александровна – доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и моделирования

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155



Е. Н. Антонянц
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Алетдинова Анна Александровна – доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и моделирования

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155



Список литературы

1. Бурцева С.С., Ядрихинская Е.Е. Применение цифровых сервисов и генеративных нейросетей в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2024. № 2 (34). С. 5–18.

2. Жуковская И.Е. Цифровые платформы-важный аспект цифровизации высшего образования // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 4. С. 30–40.

3. Груздева М.Л., Феофанова Т.Д. Возможности использования цифровых платформ в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2022. Т. 6. С. 104–108.

4. Семенов А.Л. Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой платформе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 590–596.

5. Chaudhary S. AI at Your Service: Generative Artificial Intelligence and the Next Generation of Assistants // 2024 Artificial Intelligence for Business (AIxB). IEEE, 2024. Р. 51–52.

6. Challa K. Artificial Intelligence and Generative Neural Systems: Creating Smarter Customer Support Models for Digital Financial Services // Journal of Computational Analysis & Applications. 2024. Т. 33, № 8.

7. Alqahtani T. et al. The emergent role of artificial intelligence, natural learning processing, and large language models in higher education and research // Research in social and administrative pharmacy. 2023. Т. 19, № 8. P. 1236–1242.

8. Осипенко Л.Е., Коротков А.В. Текстовые генеративные нейросети в исследовательской деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 90–93.

9. Cecilio-Fernandes D., Sandars J. The hallucination of learning with generative artificial intelligence // Medical Teacher. 2025. Р. 1–1.

10. Kosmyna N. et al. Your brain on chatgpt: Accumulation of cognitive debt when using an ai assistant for essay writing task // arXiv preprint arXiv:2506.08872. 2025. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2506.08872.

11. Qureshi R. et al. Thinking Beyond Tokens: From Brain-Inspired Intelligence to Cognitive Foundations for Artificial General Intelligence and its Societal Impact // arXiv preprint arXiv:2507.00951. 2025. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2507.00951.

12. El Moussaoui M. Future Illiteracies – Architectural Epistemology and Artificial Intelligence // Architecture. 2025. Т. 5, № 3. Р. 53.

13. Aghaziarati A., Rahimi H. The Future of Digital Assistants: Human Dependence and Behavioral Change // Journal of Foresight and Health Governance. 2025. Т. 2, № 1. Р. 52–61.

14. Packin N.G., Chagal-Feferkorn K. This is not a game: The addictive allure of digital companions // Seattle UL Rev. 2024. Т. 48. Р. 693.

15. Addae R.K., Brown C. The Role of Artificial Intelligence in Enhancing Human Longevity: Mitigating Cognitive Overload for Extended Lifespan Among Master’s Students in Mathematics at the Catholic University of Ghana // Golden Ratio of Social Science and Education. 2025. Т. 5, № 2. Р. 302–318.

16. Жуков А.Д. Генеративный искусственный интеллект в образовательном процессе: вызовы и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 5 (115). С. 66–75.

17. Кузнецова И.Г., Глотко А.В., Алетдинова А.А. Эмоциональный интеллект работников сельского хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 12. С. 106.

18. Константинова Л.В. и др. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27, № 2. С. 36–48.

19. Rodrigues D. The AI Revolution in Education: From Cognitive Enhancement to Hybrid Intelligence // SSRN. № 5327624. 2025. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=5327624 (дата обращения: 01.07.2025).

20. Kurzweil R. The singularity is near // Ethics and emerging technologies. London: Palgrave Macmillan UK, 2005. P. 393–406.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Алетдинова А.А., Антонянц Е.Н. Применение генеративных нейросетевых ассистентов в образовательном процессе: угрозы и новые возможности. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):305-313. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-12

For citation: Aletdinova A.A., Antonyants E.­. The use of generative neural network assistants in the educational process: threats and new opportunities. Professional education in the modern world. 2025;15(2):305-313. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-12

Просмотров: 2

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)