Вопросы активизации познавательной активности обучающихся на занятиях по дисциплине «Технология»


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. Быстротечное развитие и широкое распространение цифровых технологий, наблюдаемое в последнее время, приводит к кардинальным переменам в большинстве сфер жизни общества, в том числе и в системе образования. Стандартные подходы и методы обучения в настоящее время оказываются недостаточно эффективными и далеко не в полной мере отвечают запросам и особенностям восприятия современного поколения обучающихся, являющихся носителями так называемого «цифрового» типа мышления. В этой ситуации все большую актуальность приобретает проблема активизации познавательной активности учащихся, формирования устойчивых познавательных мотивов и развития навыков самостоятельного приобретения знаний. Постановка задачи. Познавательная деятельность обучающихся определяется как активный процесс приобретения, обработки и использования знаний. Она включает в себя такие когнитивные процессы, как внимание, восприятие, память, мышление и решение проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии предполагает создание условий, которые стимулируют их любознательность, побуждают к исследованию и критическому мышлению. Методика и методология исследования. Теоретические положения активизации познавательной деятельности у обучающихся были заложены в фундаментальных работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, раскрывающих психолого-педагогические механизмы развития личности в процессе учебной деятельности. Особенности преподавания дисциплины «Технология» в современных условиях исследуются в совместных трудах П.Р. Атутова, Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко, а также Г.И. Кругликова. В то же время, несмотря на значительную научную проработку различных аспектов проблемы, многие вопросы, связанные с поиском эффективных методов и приемов стимулирования познавательной активности школьников с учетом специфики технологического образования и вызовов цифровой эпохи, пока не нашли окончательного решения. Результаты. В ходе работы автором данной статьи исследовалась познавательная деятельность учащихся 5–8-х классов общеобразовательных школ, составлена модель и сформулированы педагогические условия, необходимые для активизации познавательной активности обучающихся. Проведенные исследования продемонстрировали эффективность разработанной модели и комплекса педагогических условий для активизации познавательной активности школьников на уроках технологии в условиях цифровизации образования. Выводы. Использование методов активизации познавательной активности учащихся на уроках технологии имеет решающее значение для повышения мотивации, вовлеченности и понимания изучаемого материала. Данные методы позволяют ученикам активно участвовать в учебном процессе, применять свои знания и навыки на практике и развивать важные жизненные навыки, необходимые для жизни в современном быстроменяющемся мире.


Об авторе

А. М. Балашов
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Балашов Алексей Михайлович – кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Институт физико-математического, информационного и технологического образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2019. 98 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М., 1983. 543 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: Директ-Медиа, 2008. 1042 с.

4. Менжинская Н.А. Проблемы учения и развития Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Москва, 1978.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. 560 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва: Директ-Медиа, 2008. 613 с.

7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-kollektsiy-tsifrovyh-obrazovatelnyhresursov (дата обращения: 03.07.2024).

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2018. 365 с.

9. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3 е изд. Москва: ИИО РАО, 2019. 356 c.

10. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). C. 4–12.

11. Атутов П.P., Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. и др. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1999. № 1. С. 5–12.

12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2002. 480 с.

13. Мартиросов А.В., Кучеренко М.С. Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы) // Молодой ученый. 2018. № 47. С. 370–373.

14. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: [коллективная моногр.] / под ред. Н.В. Горбуновой. Саратов: Сарат. соц. экон. ин-т (фил.) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 152 с.

15. Rotherham A.J., Willingham D. Skills of the 21st century: upcoming challenges // Educational leadership. 2009. Vol. 67, № 1. P. 16–21. URL: https://www.researchgate.net/publication/281549509_21st_Century_Skills_The_Challenges_Ahead (дата обращения: 13.10.2024).

16. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Информационно-образовательные системы в контексте модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2015. № 3–1. С. 27–39.

17. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. Москва: Эгвес, 2016. 488 с.

18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва: Академия, 2013. 576 с.

19. Schneider M., Preckel F. Variables associated with achievement in higher education: A systematic review of metaanalyses // Psychological bulletin. 2020. № 143 (6). Р. 565–600.

20. Махмутов М.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Вестник высшей школы. 2005. № 4. С. 66–72.

21. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва: Просвещение, 2020. 54 с.

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 2018. 192 с.

23. Хеннер Е.К. Оценка ИКТ-компетентности учителя: содержание и форма // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 67–74.

24. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. Москва: Издво МГУ, 2019. 318 с.

25. Mishra P., Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge // Teachers college record. 2019. № 108 (6). Р. 1020–1054.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Балашов А.М. Вопросы активизации познавательной активности обучающихся на занятиях по дисциплине «Технология». Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):289-295. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-10

For citation: Balashov A.M. Issues of enhancing the cognitive activity of students in the classroom in the discipline «Technology» in modern conditions. Professional education in the modern world. 2025;15(2):289-295. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-10

Просмотров: 5

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)