О становлении понятия «перформативная дидактика иностранного языка»


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Развитие педагогики требует постоянного обновления и пересмотра существующих методик. Введенный в 2013 г. М. Шеве термин «перформативная дидактика иностранного языка» отражает растущий интерес педагогического сообщества к использованию театрального искусства и других видов художественно-творческой деятельности в обучении иностранным языкам. Однако практическое применение перформативных методик сталкивается с трудностями, связанными с междисциплинарным характером и недостаточной методической базой. Постановка задачи. Цели исследования – выявить ключевые научные концепции, которые способствовали формированию теоретических основ перформативной дидактики иностранного языка как самостоятельного раздела педагогики и теории образования, определить ключевые характеристики перформативной дидактики иностранного языка и ее место в общей методике преподавания иностранных языков, а также разработать методические принципы ее реализации. Методика и методология исследования. Исследование основывается на анализе научной литературы и сравнении наиболее распространенных существующих методик преподавания иностранного языка по критериям фокуса, роли участников и формата обучения. Результаты. Объединение подходов драмапедагогики и театральной педагогики под единой концепцией «перформативной дидактики иностранного языка» дает возможность увидеть общую картину использования театральных элементов и техник, музыки, танца и других перформативных форм в обучении иностранным языкам. Объединение подходов позволяет говорить о перформативной дидактике как о едином концептуальном подходе, где «малые» и «большие» формы дополняют друг друга и создают единую систему обучения. Драмапедагогика и театральная педагогика преследуют общую цель – развитие коммуникативных навыков, творческого потенциала и критического мышления учащихся посредством активного вовлечения в учебный процесс, игрового дизайна занятий и эстетической составляющей. Выводы. Единая концепция перформативной дидактики облегчает структурирование и классификацию научных знаний о перформативных методиках. Перспективы перформативной дидактики связаны с дальнейшим изучением методов, сочетающих традиционные педагогические практики с элементами театра и драмы, а также с исследованием их влияния на когнитивное и эмоциональное развитие, межкультурную компетентность и критическое мышление.


Об авторе

М. В. Петрова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Петрова Мария Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель, факультет журналистики

125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 1



Список литературы

1. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6–16.

2. Евстигнеев М.Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 3. С. 617–634.

3. Магомедова Н.А., Алигаджиева А.Р., Гасанова Р.Г. Преподавание иностранного языка в вузе: проблемы и пути их решения // Педагогический журнал. 2024. Т. 14, № 3А. С. 482–488.

4. Austin J.L. How to do things with words. Harvard university press, 1975. 168 p.

5. Жаворонкова С.В. Сущностные аспекты и формы репрезентации перформативных практик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1 (117). С. 100–107.

6. Sсhewe M. Taking stock and looking ahead: Drama pedagogy as a gateway to a performative teaching and learning culture // Scenario: Journal for Drama and Theatre in Foreign and Second Language Education. 2013. № 7 (1). P. 5–27. URL: http://research.ucc.ie/scenario/2013/01/Schewe/02/en (дата обращения: 21.11.2024).

7. Петрова М.В. Съемка сериала как перформативный метод обучения немецкому языку // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 22 (3). С. 106–125. DOI: https://doi.org/10.55959/LPEJ-24-23.

8. Marsh D. Content and Language Integrated Learning (CLIL). A Development Trajectory. University of Cordoba, Cordoba, 2012. 516 p.

9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1961. 562 с.

10. Середа Г.К. О новом подходе к пониманию психологической природы памяти. // Вестник Харьковского университета. 1973. № 91. Психология, вып. 6. С. 3–8.

11. Иванова Е.Ф. Теория памяти Г.К. Середы как развитие идей школы П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5, № 2. С. 23–37.

12. Лозанов Г.К. Суггестология. София: Наука и изкуство, 1971. 517 с.

13. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании-дань моде или требование времени? // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 2–7.

14. Китайгородская Г.А. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2 е изд., испр. и доп. Москва: Высшая школа, 1986. 103 с.

15. Slade P. Peter Slade talks // Research in drama education. 1999. Vol. 4. № 2. P. 253–257. DOI: https://doi.org/10.1080/1356978990040210.

16. Heathcote D. Training teachers to use drama as education // Dorothy Heathcote: Collected writings on education and drama. 1972. P. 26–40.

17. Bolton G. Towards a Theory of Drama in Education. Longman, 1979. 161 p.

18. Wagner B.J. Dorothy Heathcote: Drama as a learning medium. National Education Association of the United States, 1976. 260 p.

19. Schewe M. Fremdsprache inszenieren: zur Fundierung einer dramapädagogischen Lehr- und Lernpraxis. Zentrum für pädagogische Berufspraxis, Universität Oldenburg, 1993. 447 S. URL: https://hdl.handle.net/10468/561 (дата обращения: 21.11.2024).

20. Sting W. Theaterpädagogik / Theatertherapie // Metzler Lexikon Theatertheorie. 2005. P. 348–351.

21. Семёнов В.И., Cемёнова Е.В. Многофункциональность деятельности учебного студенческого театра на английском языке в системе подготовки бакалавров в педагогическом вузе // Письма в Эмиссия. Оффлайн = The Emissia. Offline Letters. 2015. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2313.htm (дата обращения: 21.11.2024).

22. Шатилов С.Ф. О создании рациональной методики обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 1990. № 2. С. 46–50.

23. Пологих Е.С., Флеров О.В. Выбор метода обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4–1 (58). С. 203–206.

24. Rösler D. Performative Fremdsprachendidaktik als Leitprinzip des Fremdsprachenlernens // Even, Susanne et al. 2019. S. 45–55.

25. Uzun T., Uzun E.C. Using glottodrama for teaching final intonation in English // Pronunciation in Second Language Learning and Teaching Proceedings. 2022. Vol. 12. № 1.

26. Русак Н.О. Перформативный подход в изучении иностранных языков // Актуальные проблемы экономики и управления. 2023. №. 2. С. 84–87.

27. Even S., Miladinovic D., Schmenk B. (ed.). Lernbewegungen inszenieren: performative Zugänge in der Sprach-, Literatur-und Kulturdidaktik: Festschrift für Manfred Schewe zum 65. Geburtstag. Tübingen: Narr Francke Attempto, 2019. 174 S. DOI: https://doi.org/10.1515/infodaf-2021–0024.

28. Колшанский Г.В. Паралингвистика. Москва: Наука, 1974. 81 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петрова М.В. О становлении понятия «перформативная дидактика иностранного языка». Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):278-288. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-9

For citation: Petrova M.V. The genesis of the concept «performative foreign language didactics». Professional education in the modern world. 2025;15(2):278-288. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-9

Просмотров: 9

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)