Цифровая культура и ценностные аспекты российского образования: антропологический контекст


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-4

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье исследуется понятие «цифровая культура», рассмотрены периоды ее формирования, связанные с социальным и технологическим развитием общества. Отмечается, что формирующаяся инновационная модель образования в контексте цифровых технологий оказывает влияние на качественные изменения ценностных аспектов отечественного образовательного сегмента. Постановка задачи. Актуальность рассмотрения указанной проблемы связана с модернизацией отечественной системы образования в контексте дигитализации и последствиями, которые оказывают влияние на российское высшее образование. Методика и методология исследования. В статье показано, что развитие цифровых технологий, с одной стороны, оценивается как прогрессивный шаг к открытому, глобальному обществу, опирающемуся на общность целей и ценностей, а с другой – имеет место критика процессов цифровизации, ведущих к манипуляциям сознанием, утрате человеком собственного «Я», кризису идентичности. Результаты. В статье акцентируется положение о том, что инновации следует рассматривать как процесс «творческого разрушения», поскольку технологические достижения и разработки неизбежно влекут за собой разного рода конфликты и проблемы, и в то же время как созидание. Выходом из данной ситуации видится цифровая антропология, выступающая в качестве бытия человека в онлайн-пространстве, которая определяет повседневные социальные нормы человеческой жизнедеятельности. Выводы. В контексте новых цифровых реалий реформирование российского образования неизбежно. Однако какими будут результаты и последствия использования процесса цифровизации: выход человека за свои пределы (то есть в новую точку роста) или деградации будет зависеть от самого человека, его сформированных ценностей и ­целей.


Об авторе

О. В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Цигулева Олеся Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 15–29.

2. Степанюк В.К. Человек «экономический» и «цифровой»: трансформация человеческой природы в условиях глобализации // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2020. № 4 (121). С. 159–163.

3. Аппакова-Шогина Н.З. Аксиологические аспекты цифровизации образовательной среды // Философия образования. 2023. Т. 23, № 4. С. 60–76. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20230404

4. Skowronski K.P. Philosophy in Digital Culture: Images and the Aestheticization of the Public Intellectual’s Narratives // Eidos. A Journal for Philosophy of Culture. 2020. Vol. 4 (1). P. 23–37.

5. Черных С.И., Борисенко И.Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20.

6. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2021. 165 с.

7. Хлап А.А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. С. 14.

8. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции: [пер. с англ.]. Москва: Эксмо. 2018. 320 с.

9. Сарапульцева А.В. Актуальные аспекты анализа феномена цифровой культуры. Сайт. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/119953/1/978–5–7996–3584-8_2022_023.pdf (дата обращения: 04.08.2024).

10. Тихонова С.В. Цифровое общество и цифровая антропология: трансдисциплинарные основания социально-эпистемологических исследований // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19., № 3. С. 287–290. DOI 10.18500/1819–7671–2019–19-3-287–290

11. Сорочайкин И.А. Человек в эпоху цифровой реальности // Эксперт: теория и практика. 2021. № 4 (13). С. 42–45. DOI 10.51608/26867818_2021_4_42

12. Елькина Е.Е. Автотрофный проект – ответ на вызовы и глобальные риски цифровой эпохи // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2020. № 22. С. 57–70.

13. Меликян М.А. Ноосферность и информационность человека: философско-антропологическое осмысление нового человеческого качества // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 2 (18). С. 68–78.

14. Simon Reid-Henry. A. Escobar: a post-development thinker to be recockened with // The Guardianhttps. Сайт. URL: www.theguardian.com/global-development/2012/nov/05/arturo-escobar-post-development-thinker (дата обращения: 07.09.2024).

15. Равочкин Н.Н. Цифровая антропология: теоретический фундамент и поиск новых моделей человека // Российский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12, № 1. С. 19–29. DOI: 10.15643/libartrus-2023.1.2


Дополнительные файлы

Для цитирования: Цигулева О.В. Цифровая культура и ценностные аспекты российского образования: антропологический контекст. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):239-244. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-4

For citation: Tsiguleva O.­. Digital culture and value aspects of Russian education: anthropological context. Professional education in the modern world. 2025;15(2):239-244. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-4

Просмотров: 6

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)