Доверие как необходимое условие социокультурной коммуникации в эпоху цифровых технологий
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-3
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются психологический, социологический, культурологический подходы к пониманию феномена доверия. Постановка задачи. Задачей стало описание механизма формирования доверия и его проявления в различных ситуациях социокультурных коммуникаций. Методы и методология исследования. Применяется философско-компаративистский метод: метод сравнительного анализа различных концептуализаций в современной социально-критической мысли феномена доверия, а также осуществлен анализ аксиологических аспектов данного феномена в отношении цифровых технологий в некоторых областях социальной реальности. Результаты. Доверие рассмотрено как проявление субъектности самого человека. Подчеркнуто, что доверие – это ситуация обнаружения самого себя как субъекта, что является необходимым условием содержания процессов социокультурной идентификации и самоидентификации. Выявлено прикладное значение феномена доверия, а именно: понимание границ возможной цифровой технологической экспансии в различных сферах социокультурной жизни. При применении цифровых технологий сфера «человек – человек» особенно чувствительна и критична. Подмена человека цифровым ресурсом размывает ответственность тех, кто использует эту технологию в своих производственных, организационных процессах, и, как следствие, снижает доверие или полностью его уничтожает. Анонимность, безответственность, отсутствие выбора являются основаниями невозможности доверия перед этим цифровым новшеством. Выводы. Цифровизация как технологический процесс с аккуратностью должен быть применен в сферах образования, медицины и художественной, творческой деятельности.
Ключ. слова
Об авторе
Л. Ю. КонниковаРоссия
Конникова Лилия Юрьевна – кандидат культурологии, доцент кафедры философии
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 90
Список литературы
1. Bromiley P., Cummings L.L. Transaction costs in organizations with trust // Research on Negotiation in Organizations / Eds.R. Bies, R. Lewicki, B. Sheppard. Greenwich, CT: JAI, 1996. Vol. 5. P. 219–247.
2. Kramer R.M. Trust and Distrust in Organizations: Emerging Perspectives, Enduring Questions // Annual Reviews Psychology. 1999. Vol. 50. P. 569–598.
3. Levis D., Weigert A.J. Trust as social reality // Social forces. June 1985. Vol. 63. Is. 4. P. 967–985.
4. McAllister D.J.Two faces of interpersonal trust // Research on negotiation in organizations. Vol. 6 / Eds.R.J. Lewicki, R.J. Bies, B.H. Sheppard. Greenwich, CT: JAI Press, 1997. P. 87–112.
5. Tyler T.R., Degoey P. Trust in organizational authorities: the influence of motive attributions on willingness to accept decisions // Trust in Organizations: Frontiers of theory and research / Eds.R. M. Kramer, T.R. Tyler. ThousandOaks, C A: Sage, 1996. Р. 331–357.
6. Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; науч. реф. Е.В. Грунт; науч. ред. Л.Н. Коган, Г.Е. Зборовский; пред. Г.Е. Зборовский. Урало-Сибирский региональный дом экономической и научно-технической пропаганды, Уральское отделение Советской социологической ассоциации, 1991. 276 с.
7. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. Москва: Юрист, 1996. 671 с.
8. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. Москва: Прогресс, 1990. 808 с.
9. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. Москва: ГУ ВШЭ, 2001. 100 с.
10. Парсонс Т. О социальных системах. Москва: Академический проект, 2002. 832 с.
11. Дарендорф Р. Тропы и утопии / пер. с нем. Б.М. Скуратова, В.Л. Близнекова. Москва: Праксис, 2002. 536 с.
12. Штомпка П. Доверие: социологическая теория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3.
13. Фукуяма Ф. Доверие; социальные добродетели и путь к процветанию. Москва: Издательство ACT: Ермак, 2004. 730 с.
14. Селигмен А. Проблема доверия. Москва: Идея-Пресс, 2002. 256 с.
15. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1/2.
16. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирнополитическая экономия. Москва: Прогресс-Традиция, 2007. 464 с.
17. Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 43–54.
18. Макеев В.А. Стратегия развития деловой репутации и ее влияние на имидж организации // Власть. 2009. № 3. С. 52–56.
19. Духовные основы общества: сборник / С.Л. Франк. Москва: Республика, 1992. 510 с.
20. Кант И. Основы метафизики нравственности / [перевод с немецкого Б. Фохта, Н. Соколова]. Москва: Издательство АСТ, 2023. 384 с.
21. Ницше Φ. Сочинения: в 2 т. / пер. с нем. Москва: Мысль, 1996.
22. Шопенгауэр А. О свободе воли; Об основе морали / [перевод с немецкого Ю. Айхенвальда]. Москва: Издательство АСТ, 2023. 448 с.
23. Мамардашвили М.К. Философские чтения. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. 832 с.
24. Бердяев Н.А. Человек и машина // Путь. 1933. № 38. С. 3–38.
25. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. Москва: Политиздат, 1991. 527 с.
26. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Издатетьство ACT, 1999. 784 с.
27. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры / пер. с англ. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 1064 с.
28. Яковец Ю.В. Великая научная революция XXI века. Москва: МИСК, 2010. 78 с.
29. Астафьева О.Н., Зубанова Л.Б., Кириллова Н.Б., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. и др. Информационная эпоха как основание формирования Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 292 с.
30. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1965. 124 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Конникова Л.Ю. Доверие как необходимое условие социокультурной коммуникации в эпоху цифровых технологий. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):232-238. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-3
For citation: Konnikova L.Y. Trust as a necessary condition for socio-cultural communication in the digital age. Professional education in the modern world. 2025;15(2):232-238. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-3
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.