Социально‑философский анализ пролегоменов образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 2


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-21

Полный текст:




Аннотация

Актуальность исследования состоит в интеграции философии, теории образовательной деятельности, науковедения и других смежных областей знания с целью создания науки об образовании с четко обозначенными границами своей предметности, понятийным аппаратом и отрефлексированной методологией в анализе образовательных проблем и противоречий. Социально-философская рефлексия пролегоменов образовательного пространства осуществлена в рамках критического анализа научных статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» в период с 2016 по 2020 г. и представлена в виде краткого изложения ряда основных идей, содержащих аналитический фрейм авторских дискурсов в аспекте формулировки философских определений ключевых положений онтологии образовательного пространства. Исследование позволило зафиксировать в авторском дискурсе сущность и содержание образования и науки в контексте социального бытия, обозначить специфику теории отражения образовательного пространства и аксиологическую артикуляцию главных общественно-образовательных ценностей их специфику и трансформацию с предложениями путей решения.


Об авторах

И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – доктор философских наук, доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского института философии образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Косенко Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Научно-исследовательского института философии образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Ю. Чжан
Шаньдунский институт физического воспитания
Россия

Чжан Юньшэн – преподаватель-исследователь, научный сотрудник Шаньдунской академии социальных наук физической культуры

10600, г. Цзинань, пр-т Сенчури



С. Н. Цаплин
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Цаплин Сергей Николаевич – аспирант кафедры права и философии

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Чжан Ю. Онтология изменений образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 1 // Профессиональное образование в современном мире. 2024. Т. 14, № 4. С. 711–731.

2. Яковлева И. В. Становление и определение исходных оснований науки об образовании в журнале «Философия образования» (2001–2005 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 3. С. 18–45.

3. Яковлева И. В., Косенко Т. С. Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале «Философия образования» (2006–2011 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 39–114.

4. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Ушакова Е. В. Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 136–209.

5. Очеретяный К. А. Сотворение субъекта // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 224–231.

6. Наливайко Н. В. Ушаков П. В. Ушакова Е. В. Антропологический поворот в социокультурном знании и философии образования // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 28–37.

7. Крупина Л. И., Баронская Е. И. Развитие целостной природы человека посредством категориально-диалектической методологии // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 21–46.

8. Ушаков П. В. Комплексная гносеология и методология познания и преобразования человека в философии и образовании // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 114–124.

9. Шимельфениг О. В. Проблема взаимонепонимания и самонепонимания при формировании и трансляции мировоззренческих структур // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 83–101.

10. Аверков М. С. Глухов П. П. Попов А. А. Мотивационная одаренность: обоснование и характеристика понятия // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 204–212.

11. Порошенко О. Ю. Экзистенциальный подход в педагогическом персонализме // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 138–152.

12. Герасев А. Д. Профессиональные кадры для новой экономики // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 3–7.

13. Малик Л. С., Мелкая Л. А. Философия профессионализма в развитии образования специалистов социальной работы // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 23–33.

14. Истомина О. В., Федосеева Е. А. Профессиональная переподготовка педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий: опыт и проблемы организации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 68–82.

15. Гилева К. В., Айзман Н. И., Чокотов Е. Н., Айзман Р. И. Динамическая модель формирования профессиональной успешности (на примере военнослужащих) // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 47–67.

16. Афонина Р. Н. Мировоззренческая компетентность в структуре общекультурной компетентности педагога // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 84–90.

17. Быкова Е. Ю. Социальная апатия российских учителей к проблеме определения условий и причин возникновения // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 92–105.

18. Петрова Г. И. Решает ли современное образование проблему кризиса личностной идентичности? // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 117–130.

19. Ищенко Т. Н. Книга Геннадия Лобастова «Диалектика разумной формы и феноменология безумия» как источник педагогической рефлексии и поиска разумных форм деятельности в образовательном процессе // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 131–145.

20. Бабошина Е. Б. Ценность и смысл как участь и у-частность в становлении личности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 12–22.

21. Крутько Е. А., Аксянова З. И., Островая Ю. С. Субъектогенез как основа преодоления личностных форм отчуждения в процессе изучения иностранных языков // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 170–179.

22. Шиловцев А. В. Проблема социальной безопасности личности в системе современного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 82–92.

23. Латыпов Р. А. Гуляевская Н. В., Кондратьева Т. Н. Самосохранительное поведение как фактор повышения социальной адаптации студентов высшего учебного заведения к условиям современного российского общества // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 87–99.

24. Андриенко Е. В., Кондратьева Т. Н. К вопросу о терминах в этнопедагогике и этнопсихологии современного образования в контексте формирования этнокультурной ассертивности личности // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 36–44.

25. Арташкина Т. А. Сокуренко В. В. Молодежь в эпоху пятого технологического уклада как субъект социального воздействия // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 161–174.

26. Киселев А. А. Социальные отношения и молодежный социальный лидер // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 104–110.

27. Глиос Г. Н. К вопросу о роли правовой культуры и правового сознания в формировании социального здоровья молодежи // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 69–80.

28. Молотков Ю. И. Рябчун И. П. Исследование профессиональной ориентации молодежи и возможности гармонизации жизненного цикла личности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 71–84.

29. Баева Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 131–144.

30. Наливайко Н. В., Косенко Т. С., Яковлева И. В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 143–152.

31. Яковлева И. В., Истюфеева Ж. Н. Ценностно-целевые ориентиры как основа модернизации содержания образования // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 57–65.

32. Наливайко А. В., Наливайко Н. В., Таркин П. Е. Проблемы формирования патриотизма в современной России. Часть I. Социально-экономический аспект // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 99–109.

33. Закирова А. Ю. К вопросу об аксиологических основах патриотизма взрослых // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 75–84.

34. Заставенко В. А. Методологическое обоснование системы методов патриотического воспитания подростков // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 83–97.

35. Суханова Н. П., Сапрыгин Б. В. Проблема способа бытия ценностей в науке и важность личностного общения между педагогом и студентом в ходе образовательного процесса // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 69–80.

36. Филенко К. В. Реализация идей авторитарной воспитательной системы на примере кинематографа III Рейха // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 120–131.

37. Олейникова О. Д., Сапрыгин Б. В. Формирование экологической этики // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 140–153.

38. Новиков С. Г. Природа отечественного проекта воспитания периода форсированной модернизации общества // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 15–24.

39. Селькова А. В. Межкультурное взаимодействие как категория воспитания // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 175–185.

40. Бородулина Т. П., Обрывко Е. И. Воспитательная составля ющая в историческом опыте российского законодательства по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 185–197.

41. Новиков Н. С. Ценностные истоки воспитания военнослужащего: от античности к современности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 58–70.

42. Власюк Н. Н. Концептуальные идеи устойчивого развития для современной системы воспитания // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 69–80.

43. Габедава И. Б., Евдокимова А. И. Аксиологические аспекты профилактики аморального поведения обучающихся // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 78–83.

44. Косенко Т. С., Власюк Н. Н. Проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях информационного общества // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 84–90.

45. Бабошина Е. Б. Культуросообразность как мыслимость нормы поступка // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 32–41.

46. Гордиенко И. В., Шевченко С. Н., Любимова Н. И. Аксиологические проблемы в воспитательной работе профессиональных образовательных организаций по формированию мировоззрения у будущих специалистов // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 52–57.

47. Чебатарев В. А. Исследование процессов формирования профессионализма курсантов в профессиональном воспитании // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 164–169.

48. Баркова О. И., Власов В. А., Тамаровская А. А. Ценностный дуализм элитарности и массовости в воспитании художественной культуры // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 173–184.

49. Медведев Л. Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 134–140.

50. Баркова О. И., Власов В. А., Тамаровская А. А. Постановка проблемы воспитания визуальной культуры в России // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 53–66.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева И.В., Косенко Т.С., Чжан Ю., Цаплин С.Н. Социально‑философский анализ пролегоменов образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 2. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):183-193. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-21

For citation: Yakovleva I.V., Kosenko T.S., Zhang Y., Tsaplin S.N. Socio‑philosophical analysis of the prolegomena of the educational space: a review of articles in the scientific journal Philosophy of Education (2016–2020). Part 2. Professional education in the modern world. 2025;15(1):183-193. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-21

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)