Развитие эмоциональной сферы у людей с ограниченными возможностями здоровья: исследование эффективности использования рабочих art‑тетрадей и онлайн‑занятий для формирования и поддержания эмоциональной сферы
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-19
Аннотация
Введение. Статья посвящена развитию эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью рабочих тетрадей, в которых дети могут заниматься самостоятельно, без сопровождения. Постановка задачи. Цель исследования – разработка комплексного подхода к поддержке и развитию эмоционального благополучия, направленного на успешную адаптацию и интеграцию людей с ОВЗ в общество. Методика и методология исследования. Проведено теоретическо-методологическое обобщение проблемы исследования, которое включает в себя анализ и интерпретацию зарубежного и отечественного опыта. Результаты. Представлено практическое исследование, включающее диагностику, разработку формата занятий для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Приведены практические результаты. Даны рекомендации по созданию специализированных программ поддержки и тренировок, способствующих улучшению их эмоционального благополучия и социальной адаптации.
Об авторах
И. В. ГудовскийРоссия
Гудовский Игорь Витальевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82
С. В. Дундуа
Россия
Дундуа Софико Владимировна – аспирант кафедры педагогики и психологии
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82
Список литературы
1. Adams D.; Oliver C. The expression and assessment of emotions and internal states in individuals with severe or profound intellectual disabilities // Clin. Psychol. Rev. 2011. № 31. P. 293–306.
2. Bermejo B. G.; Mateos P. M., Sánchez-Mateos J. D. The emotional experience of people with intellectual disability: An analysis using the international affective pictures system // Am. J. Intellect. Dev. Disabil. 2014. № 119. P. 371–384.
3. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения:29.08.2024).
4. Fischer A. H., Manstead A. S. R. Social Functions of Emotion and Emotion Regulation // Handbook of Emotions. 4th ed. / Eds. L. F. Barrett, M. Lewis, J. M. Haviland-Jones. New York, NY, USA, 2016. P. 424–439.
5. Калинцева М. А. Характеристика понятия «Эмоциональная сфера» // Скиф. 2022. № 7 (71).
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. Энциклопедия. 2002. 527 с.
7. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // 3-е издание. М., 2002.
9. Анохин П. К. Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. Горький: Горьковское издательство, 1935.
10. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 124 с.
11. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
13. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.
14. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 3. С. 14.
15. Иванова Е. В., Мищенко Г. В. И20 Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Национальный книжный центр, 2016. 112 с.
16. Harris A., Collins B. Emotional adaptation of children with disabilities // Journal of Special Education. 2019. № 12 (3). P. 67–79.
17. Smith W., Johnson M. Pedagogical support for the emotional development of children with disabilities // Educational Psychology Review. 2020. № 18 (2). P. 155–170.
18. Коптяева С. В. Особенности учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в современном мире. 2023. № 13 (4). С. 787–795. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-20.
19. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
20. Степанова Г. А., Демчук А. В., Варлакова Ю. Р. Эмпирическое изучение развития креативности студентов с ОВЗ // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (2). С. 2856–2865. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20190223.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гудовский И.В., Дундуа С.В. Развитие эмоциональной сферы у людей с ограниченными возможностями здоровья: исследование эффективности использования рабочих art‑тетрадей и онлайн‑занятий для формирования и поддержания эмоциональной сферы. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):165-173. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-19
For citation: Gudovsky I.V., Dundua S.V. Development of the emotional sphere in individuals with disabilities: A study on the effectiveness of using working art notebooks and online classes to form and support emotional intelligence. Professional education in the modern world. 2025;15(1):165-173. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-19
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.