Развитие эмоциональной сферы у людей с ограниченными возможностями здоровья: исследование эффективности использования рабочих art‑тетрадей и онлайн‑занятий для формирования и поддержания эмоциональной сферы


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-19

Полный текст:




Аннотация

Введение. Статья посвящена развитию эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью рабочих тетрадей, в которых дети могут заниматься самостоятельно, без сопровождения. Постановка задачи. Цель исследования – разработка комплексного подхода к поддержке и развитию эмоционального благополучия, направленного на успешную адаптацию и интеграцию людей с ОВЗ в общество. Методика и методология исследования. Проведено теоретическо-методологическое обобщение проблемы исследования, которое включает в себя анализ и интерпретацию зарубежного и отечественного опыта. Результаты. Представлено практическое исследование, включающее диагностику, разработку формата занятий для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Приведены практические результаты. Даны рекомендации по созданию специализированных программ поддержки и тренировок, способствующих улучшению их эмоционального благополучия и социальной адаптации.


Об авторах

И. В. Гудовский
Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева
Россия

Гудовский Игорь Витальевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82



С. В. Дундуа
Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева
Россия

Дундуа Софико Владимировна – аспирант кафедры педагогики и психологии

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82



Список литературы

1. Adams D.; Oliver C. The expression and assessment of emotions and internal states in individuals with severe or profound intellectual disabilities // Clin. Psychol. Rev. 2011. № 31. P. 293–306.

2. Bermejo B. G.; Mateos P. M., Sánchez-Mateos J. D. The emotional experience of people with intellectual disability: An analysis using the international affective pictures system // Am. J. Intellect. Dev. Disabil. 2014. № 119. P. 371–384.

3. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения:29.08.2024).

4. Fischer A. H., Manstead A. S. R. Social Functions of Emotion and Emotion Regulation // Handbook of Emotions. 4th ed. / Eds. L. F. Barrett, M. Lewis, J. M. Haviland-Jones. New York, NY, USA, 2016. P. 424–439.

5. Калинцева М. А. Характеристика понятия «Эмоциональная сфера» // Скиф. 2022. № 7 (71).

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. Энциклопедия. 2002. 527 с.

7. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.

8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // 3-е издание. М., 2002.

9. Анохин П. К. Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. Горький: Горьковское издательство, 1935.

10. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 124 с.

11. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

13. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.

14. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 3. С. 14.

15. Иванова Е. В., Мищенко Г. В. И20 Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Национальный книжный центр, 2016. 112 с.

16. Harris A., Collins B. Emotional adaptation of children with disabilities // Journal of Special Education. 2019. № 12 (3). P. 67–79.

17. Smith W., Johnson M. Pedagogical support for the emotional development of children with disabilities // Educational Psychology Review. 2020. № 18 (2). P. 155–170.

18. Коптяева С. В. Особенности учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в современном мире. 2023. № 13 (4). С. 787–795. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-20.

19. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

20. Степанова Г. А., Демчук А. В., Варлакова Ю. Р. Эмпирическое изучение развития креативности студентов с ОВЗ // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (2). С. 2856–2865. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20190223.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гудовский И.В., Дундуа С.В. Развитие эмоциональной сферы у людей с ограниченными возможностями здоровья: исследование эффективности использования рабочих art‑тетрадей и онлайн‑занятий для формирования и поддержания эмоциональной сферы. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):165-173. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-19

For citation: Gudovsky I.V., Dundua S.V. Development of the emotional sphere in individuals with disabilities: A study on the effectiveness of using working art notebooks and online classes to form and support emotional intelligence. Professional education in the modern world. 2025;15(1):165-173. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-19

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)