Компоненты устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-18

Полный текст:




Аннотация

Введение. Современные исследования образования уделяют значительное внимание проблематике устойчивости людей, групп, организаций перед лицом многочисленных стрессов. Однако вопросам устойчивости и составляющих устойчивости образования и его субъектов в отношении стрессов инноваций и псевдоинноваций посвящено мало исследований. В теории организаций и менеджмента эта проблема связывается с возникновением системных ошибок в функционировании и развитии организации, меньше внимания уделяется отдельным субъектам, а также компонентам и стадиям устойчивости. В контексте психолого-педагогического осмысления проблемы «организационной», «групповой» и «личностной» устойчивости эти моменты являются центральными. Поэтому их изучение имеет и практическую, и теоретическую значимость и в настоящий момент обладает высокой научной новизной. Постановка задачи. Цель исследования – анализ компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Новизна исследования связана с дальнейшей разработкой интегративной концепции стресса инноваций в сфере образования, в том числе изучении компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез исследований проблематики компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. В работе отражена попытка системного осмысления проблематики компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Результаты. Чтобы минимизировать деформации образовательных систем и их субъектов и последствия деформаций, возникающие в результате некорректного применения новаций, необходимы системный анализ и учет компонентов устойчивости образовательной сферы и ее субъектов на основе осмысления основных нарушений и проблем, создание и направленное применение психолого-педагогических технологий помощи субъектами образования, вовлеченных в ход разработки, внедрения и завершения инноваций. Выводы. Предотвращение и минимизация уже существующих стрессов инноваций требует активности по формированию и развитию способности и стремления образовательных систем и их субъектов к предвосхищению, направленно-волевому совладанию и рефлексии перемен, использованию негативных сторон и последствий новаций для укрепления системы образования в целом и отношений отдельных групп субъектов в ней, достижение гармоничного соотношения устойчивости и изменчивости системы.


Об авторах

Е. В. Кривотулова
Воронежский государственный университет
Россия

Кривотулова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



А. В. Демчук
Сургутский государственный университет
Россия

Демчук Анастасия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики профессионального и дополнительного образования

628403, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1



Р. И. Хотеева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Хотеева Раиса Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии

248023, г. Калуга, ул. Разина, 26



Список литературы

1. Астафьева Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3 (75). С. 31–37.

2. Гаврильева Т. Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г. Н., Кириллин Д. А. Устойчивое развитие университетов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 52–65. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65.

3. Жукова Г. К. Сага о Форсайте, или Об идолах Global Education в российском образовании // Избранные аналитические материалы СПб РИАЦ Российского центра стратегических исследований / пoд ред. А. А. Колесникова. СПб.: Российский институт стратегических исследований, 2016. С. 33–66.

4. Костенко И. П. Возвращение к традиции – единственный путь возрождения образования в России // Regnum.ru. 2021. 19 июня. C. 1. URL: https://regnum.ru/news/3299413.html (дата обращения: 10.12.2024).

5. Fraley E. US security threatened by solar storm impacts on earth- and space-based technologies. CAI Student Research Reports. Logan, Utah, USA: Utah State University, Center for Anticipatory Intelligence, 2020. 20 р. URL: https://www.usu.edu/cai/student-research/studentpaper-fraley (дата обращения: 21.12.2024).

6. Taleb N. N. Antifragile. London: Random House Incorporated, 2016. 546 p.

7. Арпентьева М. Р., Гайдар К. М., Кунаковская Л. А. Стресс инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4331–4346.

8. Арпентьева М. Р., Тащева А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4130–4145.

9. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Проблема стресса инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 61–73.

10. Тащёва А. И., Арпентьева М. Р., Гриднева С. В. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 63–76.

11. Aksarina I. Y., Dossayeva S. K., Kosov A. V., Stepanova G. A., Akentyeva I. Y., Brovkina S. N., Kozhedyorov A. I., Arpentieva M. R., Khoteeva R. I., Kassymova G. K. Foresight innovations in educational systems in the BRICS countries // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2019. Vol. 4 (380). P. 123–131.

12. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Muller O. Yu., Anufrieva N. V., Arpentieva M. R., Lavrinenko S. V., Dossayeva S. K. Innovation in education: prevention and correction of the pediogenias and matetogenias in students and teachers // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2019a. Vol. 5, № 381. P. 11–18. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.130.

13. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Stepanova O. P., Goroshchenova O. A., Gasanova R. R., Kulakova A. A., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Dossayeva S. K., Garbuzova G. V. Stress of the innovation and innovation in education // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2019b. Vol. 6, № 382. P. 288–300. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.

14. Kassymova G. K., Aksarina I. Y., Demchuk A. V., Stepanova G. A., Aksarina Y. S. Bogach M. A., Brovkina S. N., Kosov A. V., Arpentieva M. R., Dossayeva S. K. Foresight and the role of innovation in the development of Russian education // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2019c. Vol. 4 (380). P. 93–101. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.96.

15. Bowen Br. D. Lessons from anticipatory intelligence // Thurston T. N., Lundstrom K., González C. (Eds.). Resilient pedagogy. Utah, USA: Utah State University, 2021. P. 93–114. DOI: https://doi.org/10.26079/a516-fb24.

16. Rеhn A. Innovation for the Fatigued. New York: Kogan Page Publishers, 2019. 224 p.

17. David J. L., Cuban L. Cutting Through the Hype. Harvard: Harvard Education Press, 2010. 220 p.

18. Kerbel J. Coming to terms with anticipatory intelligence. War on the Rocks. 2019. August 13. Р. 1. URL: https://warontherocks.com/2019/08/coming-to-terms-with-anticipatory-intelligence/ (дата обращения: 21.12.2024).

19. Azevedo J. P., Gutierrez M., de Hoyos R., Saavedra J. The Unequal Impacts of COVID-19 on Student Learning. // Primary and Secondary Education During Covid-19 / Reimers F. M. (eds.). Cham: Springer, 2022. P. 421–459. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_16.

20. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель, 2010. 672 с.

21. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2020. № 2. С. 4–23.

22. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Vol. 9, № 1. С. 2406–2420.

23. Четверикова О. Н. Разрушение будущего. М.: Издатель Геннадий Маркелов, 2022. 128 с.

24. Макаренко А. С. Марш тридцатого года. М.: Просвещение, 1988. 288 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кривотулова Е.В., Демчук А.В., Хотеева Р.И. Компоненты устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):156-164. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-18

For citation: Krivotulova E.V., Demchuk A.V., Khoteeva R.I. Components of resilience of educational systems to stresses of innovation. Professional education in the modern world. 2025;15(1):156-164. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-18

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)