Изучение и анализ уровня читательской грамотности студентов педагогического университета
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-16
Аннотация
Введение. Научная новизна заключается в разработке авторского банка тестов для диагностики читательской грамотности студентов, а также в проведении комплексного исследования, направленного на выявление уровня данного вида грамотности среди студентов 1 курсов педагогического университета. Постановка задачи. Цель – изучить уровень читательской грамотности студентов педагогических университетов. Методика и методология исследования. Методы: теоретический анализ включает обзор и обобщение научных исследований по проблемам функциональной и читательской грамотности, а также анализ нормативных документов и международных исследований (PISA, PIAAC, TIMSS). Метод тестирования предполагает проведение измерений уровня читательской грамотности студентов с использованием специально разработанных тестов. Методы количественного и качественного анализа данных ориентированы на обработку и интерпретацию результатов тестирования. Результаты. Педагогическая диагностика показала значительные различия в уровне сформированности читательской грамотности у студентов. Наибольший успех достигнут в компоненте «нахождение и извлечение информации», в компонентах «интегрирование и интерпретирование информации» и «оценивание содержания и формы текста» выявлены значительные трудности. Особенно низкий уровень показан в критической оценке текста и применении информации для решения практических задач, что требует дополнительного внимания в педагогической практике. Выводы. Представленные теоретические положения, выявленные закономерности и предложенные методики могут быть использованы при разработке образовательных программ для педагогических университетов, а также в практике подготовки будущих учителей с целью повышения их профессиональной компетентности.
Об авторе
Л. А. КалугинаРоссия
Калугина Лидия Алексеевна – аспирант, преподаватель кафедры «Логопедии и детской речи»
630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Список литературы
1. Адаева О. Б. Читательские умения студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы формирования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-umeniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza-problemy-i-perspektivy-formirovaniya (дата обращения: 08.06.2024).
2. Бажук О. В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности) // МНКО. 2023. № 4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza-na-primere-chitatelskoy-gramotnosti (дата обращения: 08.06.2024).
3. Галлямова Г. Ф. Читательская грамотность: как повысить уровень читательской грамотности учащихся? // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 4-1. С. 149–158.
4. Калманова Ц. А. Понимание текста как категория педагогической герменевтики и фактор формирования у обучающихся функциональной грамотности // Образовательный вестник «Сознание». 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-teksta-kak-kategoriya-pedagogicheskoy-germenevtiki-i-faktor-formirovaniya-u-obuchayuschihsya-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 08.06.2024).
5. Латаева М. А., Смирнова Н. В., Нужа И. В. / Исследование читательской грамотности студентов условиях билингвального высшего образования // Педагогика. 2021. С. 74–86. URL: https://www.researchgate.net/publication/329465961_Issledovanie_citatelskoj_gramotnosti_studentov_v_usloviah_bilingvalnogo_vyssego_obrazovania (дата обращения: 20.06.2024).
6. Fırat T., Koyuncu İ. The Influence of Student-Level Factors on Reading Literacy: A Comprehensive Study // Journal of Theoretical Educational Science. 2025. № 16 (4). P. 843–867.
7. Medzhidova M. G., Adieva A. A., Medzhidov M. A. Formation of functional literacy as a basis for improving the quality of the educational process // European Journal of Natural History. 2021. № 5. P. 15–20.
8. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). PISA 2018 assessment and analytical framework. OECD Publishing. 2019. URL: https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework_b25efab8-en/full-report.html (дата обращения: 06.03.2025).
9. Tagiltseva A. V., Turebayev B. O. The vital role of teachers in advancing functional competencies in modern students // Integration of education and science: problems and prospects as a tool for implementing modern innovative state policy of Kazakhstan. 2024. № 1. P. 247–249.
10. von Davier M., Kennedy A. (Eds.). PIRLS 2026 assessment frameworks. Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center, 2024. URL: https://timssandpirls.bc.edu/pirls2026/frameworks/downloads/P26_Assessment-Frameworks.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Калугина Л.А. Изучение и анализ уровня читательской грамотности студентов педагогического университета. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):140-146. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-16
For citation: Kalugina L.A. Study and analysis of the level of reading literacy among students of pedagogical university. Professional education in the modern world. 2025;15(1):140-146. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.