Развитие эмоционального интеллекта как ресурса будущей профессиональной успешности студентов и курсантов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-15
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой повышения требований современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников. В статье говорится о необходимости развивать эмоциональный интеллект как интегрированную систему профессионально-личностных качеств и свойств у студентов и курсантов, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные коммуникативные задачи в будущей профессиональной деятельности. Постановка задачи. Цель исследования – выявление комплекса компонентов эмоционального интеллекта в логике психологической и педагогической наук. Методика и методология исследования. Анализ научных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта является предметом исследования многих зарубежных и отечественных специалистов в области педагогики, психологии, социологии и других науках. На основе проведенного теоретического этапа исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию эмоционального интеллекта способствует особенное психическое состояние индивида и наличие у него модели действий и направленность на их реализацию, которые определяются соответствующими способностями и условиями, необходимыми для успешного ее осуществления деятельности, опора на понимание опережающего отражения действительности, обеспечивающего предупредительное приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или формирование подготовительных изменений для будущих событий. Результаты. К результатам исследования можно отнести описание и анализ проблемы исследования эмоционального интеллекта в логике психологии и педагогики. Раскрыто представление о структуре эмоционального интеллекта, построенной на принципах его реализации; раскрыто содержание каждого ее компонента. Представлена программа формирования эмоционального интеллекта, включающая диагностический комплекс, содержание работы на каждом этапе, и варианты вероятностного результата подготовленности. Выводы. Проблема исследования эмоционального интеллекта носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать. Эмоциональная готовность студентов и курсантов к будущей деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.
Об авторах
О. Ю. ШитаковаРоссия
Шитакова Ольга Юрьевна – аспирант
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
А. Ю. Гуськов
Россия
Гуськов Александр Юрьевич – аспирант
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
А. А. Шмаков
Россия
Шмаков Александр Александрович – адъюнкт адъюнктуры
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
Т. В. Сидорина
Россия
Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий обучения, педагогики и психологии; профессор кафедры военной педагогики
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
Список литературы
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 123 c.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2009. 351 с.
3. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 c.
4. Григорьева М. В. Психология труда. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
5. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с.
6. Тамбиев Б. Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: теория и практика: автореф… дис. д-ра психол. наук. Ставрополь, 2010. 42 с.
7. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 c.
8. Успешность личности / Социальная психология в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. Ростов-н/Д, 2004. С. 212–243.
9. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 1008 с.
10. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.: Лань, 2013. Т.1. 628 с.
11. Дьяков С. И., Добряк С. Ю., Кисин К. А. Взаимосвязь понятий «Формирование» и «Развитие» и их роль в педагогической теории и практике // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № А. С. 525–536.
12. Urquijo I., Extremera N., Villa A. Emotional intelligence, life satisfaction, and psychological well-being in graduates: The mediating effect of perceived stress // Applied Research in Quality of Life. 2016. Vol. 11. P. 1241–1252.
13. Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 3 (16). С. 275–278.
14. Mayer J. D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1990. Vol. 54, № 3, 4. P. 772–781.
15. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-I): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997.
16. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
17. Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 11 с.
18. Мещерякова И. Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011.
19. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015.
20. Искандерова Ф. В. Эмоциональный интеллект как основа межличностного взаимодействия // Вестник КАСУ. 2006. № 1. С. 130–135.
21. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 c.
22. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с.
23. Тамбиев Б. Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: теория и практика: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ставрополь, 2010. 42 с.
24. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 1 (81). С. 157–161.
25. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Ветрова И. И., Никитина А. А. Тест эмоционального интеллекта – русскоязычная методика // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 177–192.
26. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.
27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
28. Манойлова М. А. Эмоциональный интеллект и православные ценности: самодиагностика и саморазвитие: монография. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2021.
29. Разумникова О. М. Что такое интеллект?: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018.
30. Иванов В. С., Шарагин В. И., Кашенков Ю. Б., Малышев А. В. Эмоциональный интеллект как предиктор успешности деятельности в профессиях особого риска // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 514–521.
31. Панкова Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя // Психологические исследования. 2010. № 2 (10). С. 4–6.
32. Пирожкова В. О. Социальный и эмоциональный интеллект как ресурсы преодоления стресса субъектами командной и индивидуальной деятельности: дис…. канд. психол. наук. Краснодар, 2021. 240 с.
33. Эльмурзаева Р. А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 3 (15). С. 95–102.
34. Эмоциональный интеллект руководителя. URL: http://www.sxc.hu/ (дата обращения: 07.08.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шитакова О.Ю., Гуськов А.Ю., Шмаков А.А., Сидорина Т.В. Развитие эмоционального интеллекта как ресурса будущей профессиональной успешности студентов и курсантов. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):129-139. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-15
For citation: Shitakova O.Y., Guskov A.Y., Shmakov A.A., Sidorina T.V. Development of emotional intelligence as a resource for future professional success of students and cadets. Professional education in the modern world. 2025;15(1):129-139. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-15
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.