Использование видеоматериалов при обучении иностранному языку в техническом вузе
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-14
Аннотация
Введение. Применение фильмов на занятиях по иностранному языку является эффективным средством совершенствования коммуникативной компетенции в условиях отсутствия аутентичной языковой среды, способствует формированию общекультурных компетенций, повышению мотивации к изучению иностранного языка Постановка задачи. Необходимо показать возможности использования видеофильмов как элемента интерактивных технологий и проанализировать перспективы данного методического подхода применительно к обучению иностранных языков. В настоящее время видеоматериалы широко используются в образовательном процессе всех уровней и видов подготовки. В статье рассматриваются теоретические подходы к внедрению современных интерактивных методов в процесс преподавания иностранного языка с учетом потребностей изучающих иностранный язык, приводятся конкретные примеры их применения. Методика и методология исследования Статья основана на нашем опыте использования фильмов на занятиях по иностранному языку со студентами технического вуза. В статье рассмотрен методологический и дидактический потенциал видеоматериалов при изучении английского языка как иностранного и английского языка для профессиональных целей. Обсуждаются основные особенности преподавания иностранного языка в вузе. Исследованы типы видеоматериалов с точки зрения их использования в конкретной аудитории, выбора лингвистического материала, мотивации обучаемых и целей обучения. Результаты. Организация процесса обучения иностранному языку в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования в России должна предусматривать активное внедрение широкого спектра интерактивных ресурсов в учебный процесс, что является универсальной возможностью обучения студентов и имеет перспективы дальнейшего расширения в системе преподавания в неязыковом вузе. Выводы. В заключении делается вывод об огромных возможностях использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку. Этот интерактивный прием позволяет решать различные учебные задачи, знакомит обучаемых с особенностями речевого поведения носителей языка и в целом максимально приближает к естественным ситуациям общения.
Об авторе
Н. А. ЗбойковаРоссия
Збойкова Надежда Александровна – доцент кафедры иностранных языков ИМС
634003, г. Томск, пл. Соляная 2
Список литературы
1. Бегунова Я. А. Приемы использования видеоматериалов в формировании коммуникативной компетенции на английском языке // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II, № 1., С. 247–250.
2. Хамид П. Короткометражные фильмы в классе EFL: Создание ресурсов для преподавателей и учащихся // Международный журнал прикладной лингвистики и английской литературы. 2016. № 5 (2). С. 215–219. DOI: https://doi.org/10/7575/aiac.ijatel.v.5n.2p.215.
3. Великова Л. Н. «Подводные камни» использования новостных медиаресурсов в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (69), ч. 1. С. 186–188.
4. Карни Н., Фосс П. Видеофильмы, созданные студентами: два подхода // English Teaching Forum. 2008. № 46 (2). С. 14–19.
5. Вьюшкина Е. Legal English through movies: Development of professional competence // Studies in Logic, Grammar and Rhetoric. 2016. № 45 (58). P. 258–263. URL: http://doi.org/10.1515/sigr-2016-0027/ (дата обращения: 01.06.2024).
6. Шарлебуа Ж. Развитие критического сознания через фильм // Канадский журнал TESL. 2008. № (25) 2. P. 124–132.
7. Лю С. Использование научно-фантастических фильмов для развития критической грамотности у студентов TFL в Китае // Education and Literacy Studies. 2019. № 7 (13). P. 1–9.
8. Аргынбаев А., Кабылбекова Д., Яйлачи Й. Преподавание культуры и выявление ошибок языковой интерференции через фильмы // Преподавание английского языка. 2014. № 7 (9). С. 49–56.
9. Басол Х., Картал Ж. Использование маркеров микроуровня дискурса в британских и американских полнометражных фильмах: последствия для преподавания в контексте EFL // Journal of Language and Linguistic Studies. 2019. № 15 (1). С. 276–290.
10. Фрейзер Б. Что такое дискурсивные маркеры? // Журнал прагматики. 1999. № 31. С. 931–952.
11. Фунг Л., Картер Р Дискурсивные маркеры и разговорный английский язык: использование носителями языка и учащимися // Педагогические установки. Прикладная лингвистика. 2018. № 28 (3). С. 410–439.
12. Лазебня Н., Приходько А. Цифровой дискурс изучения английского языка // Journal of Language and Linguistic Studies. 2021. № 17 (2). P. 271–282.
13. Роберт К., Марпаунг М. Как просмотр фильмов на Netflix помогает студентам совершенствовать языковые навыки // International Journal of Education, Information Technology and Others. 2022. № 5 (2). P. 330–336.
14. Салех М. Применение аутентичных материалов в преподавании грамматики английского языка для улучшения навыков студентов EFL (отношение преподавателей) // ELS Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2022. № 5 (2). P. 293–296.
15. Борщева О. А. Дидактический потенциал аутентичных видеофильмов при обучении иностранному языку в вузе // Мир педагогики и психологии. 2021. № 9 (062).
16. Душинина Е. В. О преимуществах использования цифровых видеоматериалов на занятиях по иностранному языку // Вестник СГУГиТ. 2015. Вып. 3 (31). С. 146–148.
17. Синяшина Е. Использование аутентичных видеоматериалов студентами испанского университета и мотивы их участия в этой неформальной деятельности: Исследование с участием студентов EFL с разным уровнем владения языком // Miscelanea: Журнал английских и американских исследований. 2022. № 65. P. 59–86. URL: http//doi.org./10.26754/ojs_misc/mj.20226830 (дата обращения: 01.06.2024).
18. Xue I., Pan Q. The effects of film appreciation on improving the students’ intercultural communication competence // Theory and Practice in Language Studies. 2012. № 2 (8). P. 1741–1745. URL: http://doi.org/10.4304/tpls/2.8.1741–1745 (дата обращения: 02.06.2024).
19. Seo E. A study on enhancing English proficiency through films: Focusing on Chef // STEM Journal. 2017. № 18 (4). P. 107–126.
20. Scacco J. Beyond film: Exploring the content of movies // English Teaching Forum. 2007. № 45 (1). P. 10–15.
21. Odlin T. Language transfer: Cross-linguistic influence in language learning. Cambridge, CUP, 1993. URL: http://bx.doi.org/10.1075/jpcL.1.13byr (дата обращения: 08.06.2024).
22. Ngyuen V., Stracke E. Learning experiences in and outside class by successful Vietnamese tertiary students studying English as a foreign language // Innovation in Language Learning and Teaching. 2020. URL: https://doi.org/10.1080/175011229.2020.1801692 (дата обращения: 05.06.2024).
23. Kalra R. The effectiveness of using films in the EFL classroom: A case-study conducted at an International University in Thailand // Arab World English Journal. 2017. № 8 (3). P. 289–301.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Збойкова Н.А. Использование видеоматериалов при обучении иностранному языку в техническом вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):120-128. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-14
For citation: Zboykova N.A. The use of video materials in teaching a foreign language at a technical university. Professional education in the modern world. 2025;15(1):120-128. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.