Аксиологический портрет выпускника ветеринарного факультета
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-12
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, изменениями общественных норм и стандартов относительно вопросов экологии, прав и благополучия животных, с другой – специфическими изменениями внутри ветеринарной профессии, связанными с появлением новых технологий, переосмыслением этического статуса животных, проблемами морального, физического и психического благополучия ветеринаров. Постановка задачи. Цель исследования заключается в описании специфики аксиологического портрета будущего ветеринарного врача. Исследование направлено на изучение ценностных предпочтений, мотиваций и ожиданий как составляющих аксиологического портрета выпускника ветеринарного факультета. Методика и методология исследования. На первом этапе исследования на основе теории базовых ценностей Ш. Шварца был дан анализ ключевых ценностей ветеринарии. На следующем этапе разработана анкета и проведено анкетирование среди выпускников ветеринарного факультета Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. На заключительном этапе на основе количественного и качественного анализа данных были определены доминирующие ценности респондентов и выстроена иерархия ценностных предпочтений и мотиваций выпускников. Результаты. Установлено, что иерархия ценностей выпускника ветеринарного факультета отражает комплексный подход к профессиональной деятельности, в которой первостепенное значение имеют профессионально-важные качества ветеринара, такие как ответственность, самоконтроль, вежливость и доброта, соблюдение профессиональной этики, позитивная коммуникация на работе и профессиональное развитие. Социальный статус и карьерные амбиции играют менее важную роль, что подчеркивает альтруистические представления выпускников о профессии ветеринара. Выводы. Полученные результаты можно использовать в разработке учебных программ по направлению подготовки «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза» с целью интеграции аксиологического компонента в образовательный процесс для более глубокой подготовки будущих специалистов с высоким уровнем профессиональной ответственности и устойчивой профессиональной направленностью.
Об авторах
И. В. КуламихинаРоссия
Куламихина Ирина Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки»
644008, Омск, ул. Институтская площадь, 1
М. Г. Бойко
Россия
Бойко Марианна Георгиевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
644098, Омск, 14 военный городок, 119
Т. Н. Винокурова
Россия
Винокурова Татьяна Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Список литературы
1. Пугачева Н. П., Здоровинин В. А. Философские проблемы ветеринарии в аспекте этики жизни // Национальное здоровье. 2020. № 1. URL: https://www.national-zdorov.ru/m/products/Philosophical%20sciences/gid576/ (дата обращения: 08.10.2024).
2. Graaf G. Veterinarians’ discourses on dnimals and clients // Journal of Agricultural and Environmental Ethics. 2005. Vol. 18, P. 557–578. https://doi.org/10.1007/s10806-005-1802-0.
3. Scholz E. Professional identity development in new graduate veterinarians. Australia: Charles Sturt University, 2019. 305 p.
4. Куламихина И. В. Бойко М. Г., Винокурова Т. Н. Модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей: содержательный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. С. 16. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32756.
5. Armitage-Chan E, Maddison J, May S. A. What is the veterinary professional identity? Preliminary findings from web-based continuing professional development in veterinary professionalism // Veterinary Record. 2016. № 178. P. 318.
6. Короткова Н. Л. Профессиональная идентичность ветеринарного врача как основа вузовской подготовки: анализ зарубежных концепций // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 57–60.
7. Куламихина И. В., Абросимова Е. А., Винья-Тальянти Я. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863 (дата обращения: 10.08.2024).
8. Armitage-Chan E. Best practice in supporting professional identity formation: use of a professional reasoning framework // Journal of veterinary medical education. 2020. Vol. 47, no 2. P. 125–136.
9. Armitage-Chan E., May S. A. Identity, environment and mental wellbeing in the veterinary profession // Veterinary Record. 2018. Vol. 183. P. 68–68. DOI: https://doi.org/10.1136/vr.104724.
10. Короткова Н. Л. Характеристика профессиональной подготовки будущего ветеринарного врача в контексте становления коммуникативного компонента профессиональной идентичности // Письма в Эмиссия. Офлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. № 2 (февраль). ART 3040. URL: http://emissia.org/offline/2022/3040.htm (дата обращения: 10.08.2024).
11. Heath T. J, Lynch-Blosse M., Lanyon A. A longitudinal study of veterinary students and recent graduates 2. Views of the veterinary profession // Australian Veterinary Journal. Vol. 74, no 4. P. 297–300. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751–0813.1996.tb13779.x.
12. Bard A. M., Main D. C. J., Haase A. M., Whay H. R., Roe E. J., Reyher K. K. The future of veterinary communication: Partnership or persuasion? A qualitative investigation of veterinary communication in the pursuit of client behaviour change // PLoS ONE. 2017. Vol. 12, no 3. P. e0171380. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0171380.
13. Brunt M. W., Haley D. B., LeBlanc S. J., Kelton D. F. Attitudes and professional values of veterinarians and veterinary students toward positive welfare states for dairy cattle // Journal of Dairy Science. 2024. Sep. Vol. 107, no 9. P. 7211–7220. DOI: https://doi:10.3168/jds.2023–24394.
14. Pirrone F., Mariti C., Gazzano A., Albertini M., Sighieri C., Diverio S. Attitudes toward animals and their welfare among Italian veterinary students // Veterinary Sciences. 2019. Vol. 6, no 1. P. 19. DOI: https://doi:10.3390/vetsci6010019.
15. Enlund K. B., Jennolf E., Pettersson A. Small animal veterinarians’ communication with dog owners from a motivational interviewing perspective. Front // Veterinary Sciences. 2021. Vol. 8. P. 772589. DOI: https://doi:10.3389/fvets.2021.772589.
16. PUN J. An integrated review of the role of communication in veterinary clinical practice // BMC Veterinary Research, 2020. Vol. 16. P. 394. DOI: https://doi.org/10.1186/s12917-020-02558-2.
17. Schwartz S. H. A repository of Schwartz value scales with instructions and an introduction // Online Readings in Psychology and Culture. 2021. Vol. 2, no. 2. P. 1–11.
18. Гайворонская А. А. Портрет личности и его исследование психосемантикой // Психолог. 2023. № 5. DOI: https://doi.org/10.25136/2409–8701.2023.5.39269 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39269 (дата обращения: 10.08.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Куламихина И.В., Бойко М.Г., Винокурова Т.Н. Аксиологический портрет выпускника ветеринарного факультета. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):99-109. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-12
For citation: Kulamikhina I.V., Boyko M.G., Vinokurova T.N. Axiological portrait of a veterinary graduate. Professional education in the modern world. 2025;15(1):99-109. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.