Наставничество в условиях реализации дуального подхода в подготовке кадров


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-11

Полный текст:




Аннотация

Введение. Качество обучения в системе среднего профессионального образования зависит, прежде всего, от кадрового обеспечения: профессиональной компетентности педагогов – мастеров производственного обучения учебных заведений и наставников – руководителей производственной практики студентов на предприятии. В связи с этим актуализируется проблема подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и наставников предприятий. Одним из путей решения проблемы, как показывает опыт, является формирование организационно-управленческих умений и основ психолого-педагогических компетенций в условиях проведения практики, когда трудоустраиваются по два студента, один из которых – успешно успевающий студент – становится наставником студента слабоуспевающего. В этом случае студент-наставник выступает потенциальным кадровым резервом для возможной будущей деятельности наставника, мастера производственного обучения, руководителя среднего звена. Постановка задачи. Описание опыта формирования и развития организационно-управленческих, наставнических умений в процессе наставнической деятельности студентов колледжа в период производственной практики на предприятии. Методика и методология исследования. В исследовании применялись методы анализа научной литературы, диссертационных исследований, обобщения педагогического, производственного и собственного опыта, педагогического наблюдения, формулирования выводов. Результаты. Обобщение опыта организации практики, положительные изменения в формировании организационно-управленческих компетенций у практиканта-наставника показывают эффективность разработанной методики и позволяют формировать кадровый резерв будущих мастеров для учебных заведений среднего профессионального образования, наставников практики и потенциальных руководителей среднего звена для предприятий. Выводы. Уточнены функции мастера производственного обучения и руководителя практики на предприятии; разработана модель формирования наставнических умений студента в период прохождения практики. Представлена организационно-структурная модель организации практики и выявлены условия взаимодействия учебного заведения среднего профессионального образования и предприятия в процессе формирования наставнических умений студентов-наставников.


Об авторах

А. Р. Масалимова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Масалимова Альфия Рафисовна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института психологии и образования

432008, Казань, ул. Кремлевская, 18, корп. 1



Э. Р. Гайнеев
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Россия

Гайнеев Эдуард Робертович – кандидат педагогических наук, кафедра технологий профессионального обучения, факультет физико-математического и информационно-технологического образования

432700, г. Ульяновск, пл.100-летия Ленина, 4



А. Р. Шайдуллина
Альметьевский государственный технологический университет «Высшая школа нефти»
Россия

Шайдуллина Альбина Рафисовна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

432462, г. Альметьевск, ул. Леннина, 2



Список литературы

1. Анализ востребованных в современном мире компетенций. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1071960395/2..Analiz.vostr (дата обращения: 25.07.2024).

2. Батышев С. Я. Задачи системы профессионального образования в условиях рыночной экономики. М.: Педагогика, 1993. 178 с.

3. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Традиционные и инновационные формы наставничества в системе непрерывного образования: теоретический обзор // Педагогика. 2023. Т. 87, № 7. С. 63–73.

4. Игнатьева Е. В. Реализация наставничества над молодыми педагогами в России и США: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2023. 20 с.

5. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92–112.

6. Гайнеев Э. Р. Подготовка рабочих высокой квалификации: роль наставника практики на предприятии // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2 (294). С. 40–45.

7. Ирисметова И. И. Формирование готовности наставников к непрофессиональной педагогической деятельности на предприятиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2023. 24 с.

8. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Наставничество в Республике Татарстан: итоги реализации регионального проекта // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 45–50.

9. Рассохина И. Ю., Лагутина З. А. Наставничество в проектной деятельности школьников в условиях дистанционного взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 2 (50). С. 90–101.

10. Чердынцева Е. В. Реализация наставничества в научно-исследовательской деятельности будущих педагогов // Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски: сборник статей участников Всероссийской науч.-практ. конференции. Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2023. С. 247–251.

11. Куприна С. Н., Прокудина О. А., Манохина Г. Н., Аксиненко Н. В. Наставничество – формат взаимоотношения поколений в профессиональном становлении // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник статей Шестьдесят первой международной науч.-практ. конференции (Белгород, 27 ноября 2023 г.). Белгород: ООО ГиК, 2023. С. 377–380. EDN PXYSMI.

12. Масалимова А. Р., Шайдуллина А. Р., Закирова В. Г. Методические рекомендации по оптимизации корпоративной подготовки наставников современных предприятий // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 67–72.

13. Гирфанова Е. Ю., Осипов П. Н., Тарасова Е. Н. Образование и рынок труда: грани взаимодействия // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 4. С. 133–137.

14. Каташев В. Г., Гайнеев Э. Р. Использование идей М. И. Махмутова в современном образовании // Методист. 2016. № 8. С. 37–41.

15. Гайнеев Э. Р. Формирование организационно-управленческих компетенций будущего рабочего, или Как подготовить мастера // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 4–8. DOI 10.24411/2307–4264-2020-10301.

16. Собина Е. П. Совершенствование демонстрационного экзамена в системе государственной итоговой аттестации выпускников колледжа с учётом требований рынка труда: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2023. 24 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Масалимова А.Р., Гайнеев Э.Р., Шайдуллина А.Р. Наставничество в условиях реализации дуального подхода в подготовке кадров. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):89-98. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-11

For citation: Masalimova A.R., Gaineev E.R., Shaidullina A.R. Mentoring in the context of the introduction of a dual approach in personnel training. Professional education in the modern world. 2025;15(1):89-98. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-11

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)