Нарративный подход в подготовке среднего медицинского персонала
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-10
Аннотация
Введение. Вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе среднего звена, определяет успешность решаемых медициной задач. Одним из способов усовершенствования образовательного процесса в медицинской сфере является включение в его состав нарративного подхода. Постановка задачи. Цель – проанализировать возможности применения нарративного подхода в подготовке среднего медицинского персонала. Задачи: 1. Охарактеризовать состояние современной медицины и требований, предъявляемых к медицинскому работнику среднего звена с учетом персонализированной медицины. 2. Охарактеризовать функции нарратива и определить специфику нарративного подхода в рамках медицины. 3. Выделить составляющие нарративного подхода и нарративных компетенций в медицине. 4. Проанализировать нарративную составляющую / нарративные элементы в общих компетенциях в рамках среднеспециального медицинского образования. Методика и методология исследования. Обзор публикаций по теме исследования. Анализ федерального законодательства в области образования и медицины, в том числе персонализированной. Анализ личного опыта преподавания основ философии, истории, психологии в Новосибирском медицинском колледже. Результаты. Из девяти общих компетенций в среднеспециальном медицинском образовании семь содержат нарративные компетенции. Выводы. В современном образовательном процессе подготовки кадров среднеспециального медицинского образования существуют условия для встраивания нарративного подхода в следующих формах: 1) более глубокая общая интеграция, 2) централизация в отдельной дисциплине.
Об авторе
Д. В. БебякинРоссия
Бебякин Данила Валерьевич – преподаватель
630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 7
Список литературы
1. Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий: Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406180018?index=3 (дата обращения: 12.08.2024).
2. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 526 // Гарант.ру Информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/405123297/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 12.08.2024).
3. Барбашина Э. В. Проблемы медицинского нарратива // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 3-1. С. 152–163.
4. Барбашина Э. В. Трансформация «нарратива» в социально-гуманитарном познании // Сибирский философский журнал. 2023. Т. 21, №.2. С. 71–80.
5. Белялов Ф. И. Индивидуализированная медицина в клинической практике // Клиническая медицина. 2020. Т. 98, №. 1. С. 61–67.
6. Дедов И. И. Персонализированная медицина // Вестник Российской академии медицинских наук. 2019. Т. 74, №. 1. С. 61–70.
7. Жура В. В. Функции нарративов в устном медицинском дискурсе // Медицинский дискурс. Вопросы теории и практики. 2016. С. 24–29.
8. Лехциер В. Л., Готлиб А. С. Пациентские нарративы из ковидных отделений в социальных сетях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15, № 4. С. 384–404.
9. Мещерякова Т. В. Формирование нарративной компетентности у будущего врача // Высшее образование в России. 2013. №. 2. С. 132–137.
10. Туторская М. Преподавание нарративной медицины // Researcher. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2019. Т. 2, № 4. С. 21.
11. Шляхто Е. В., Конради А. О. Персонализированная медицина. История, современное состояние проблемы и перспективы внедрения // Российский журнал персонализированной медицины. 2021. Т. 1, № 1. С. 6–20.
12. Charon R. The principles and practice of narrative medicine. Oxford University Press, 2017.
13. Fioretti C. et al. Research studies on patients’ illness experience using the Narrative Medicine approach: a systematic review // BMJ open. 2016. Vol. 6, № 7. С. e011220.
14. Joshi T. et al. Improving medical education: a narrative review // Cureus. 2021. Т. 13, № 10.
15. Launer J. Narrative-based practice in health and social care: conversations inviting change. Routledge, 2018.
16. Milota M. M., van Thiel G. J. M. W., van Delden J. J. M. Narrative medicine as a medical education tool: a systematic review // Medical teacher. 2019. Vol. 41, № 7. С. 802–810.
17. Zaharias G. What is narrative-based medicine?: Narrative-based medicine 1 //Canadian Family Physician. 2018. Т. 64, № 3. С. 176–180.
18. Нарративная медицина Факультет фундаментальной медицины. URL: https://lk.msu.ru/course/view?id=3017 (дата обращения: 12.08.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бебякин Д.В. Нарративный подход в подготовке среднего медицинского персонала. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):82-88. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-10
For citation: Bebyakin D.V. A narrative approach in the training of secondary medical staff. Professional education in the modern world. 2025;15(1):82-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-10
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.