Грамотность обратной связи студентов колледжа при электронном обучении: разработка и валидация шкалы


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Самооценка студентами колледжа грамотности обратной связи важна для организации электронного обучения. Самооценка грамотности обратной связи – учебная практика контроля и улучшения процесса обучения через информацию, получаемую учащимся в контексте оценки результатов. Постановка задачи. Проблема формирования грамотности обратной связи студентов колледжа при профессиональном обучении с использованием Moodle решается посредством формирующей самооценки. Разработана шкала формирующей самооценки грамотности в области обратной связи. Проведен опрос 88 студентов ГБПОУ НСО Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака (г. Новосибирск). Методика и методология исследования. Методология анализа результатов самооценки студентом грамотности в области обратной связи при электронном обучении основана на применении метода анализа данных Structural Equation Modeling (SEM). Результаты. Конфирматорный факторный анализ полученных данных показал приемлемость двух структурных моделей шкалы – однофакторной и пятифакторной, включающей пять итоговых показателей: «признание ценности обратной связи», «управление эмоциями», «способность действовать», «умение выносить суждение», «готовность действовать». Эксплораторный факторный анализ обнаружил, что гендерная принадлежность обучаемого влияет на самооценку студентом грамотности в области обратной связи: студенты мужского пола более грамотны, особенно сильно указанная гендерная зависимость проявляется для показателей «управление эмоциями», «готовность действовать». Частота использования Moodle прежде всего связана с показателем «способность действовать», а убеждение в полезности для обучения Moodle – с показателем «умение выносить суждение». Выводы. Сделан вывод об актуальности разработки теории и методики формирования грамотности обратной связи студента при профессиональном обучении в электронном формате.


Об авторах

А. А. Егоров
Новосибирский авиационный технический колледж им. Б. С. Галущака
Россия

Егоров Андрей Александрович – преподаватель

630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 72



О. А. Чикова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Чикова Ольга Анатольевна – доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Р. В. Каменев
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Каменев Роман Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28



И. В. Сартаков
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Сартаков Игорь Витальевич – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных систем и цифрового образования

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28



Список литературы

1. Сартаков И. В., Славенинова Н. В., Чикова О. А. Актуальные направления методической поддержки педагогов по реализации онлайн-обучения школьников// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 2. С. 178–186. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-2-178-186.

2. Чикова О. А. Когнитивное моделирование как инструмент отбора массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельной работы студентов общеинженерных направлений подготовки по курсу физики // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 2. С. 255–266. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-7.

3. Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176–202. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-176-202.

4. Сорокова М. Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. C. 36–50. DOI: 10.17759/pse.2020250104.

5. Yan Z., Carless D. Self-assessment is about more than self: the enabling role of feedback literacy. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2021. Vol. 47 (2). P. 1116–1128. DOI: 10.1080/02602938.2021.2001431.

6. Yan Z., Brown G. T. L. A Cyclical Self-Assessment Process: Towards a Model of How Students Engage in Self-Assessment // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016. Vol. 42 (8). P. 1247–1262. DOI: 10.1080/02602938.2016.1260091.

7. Carless D., Boud D. The Development of Student Feedback Literacy: Enabling Uptake of Feedback. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 43 (8). P. 1315–1325. DOI: 10.1080/02602938.2018.1463354.

8. Азбель А. А., Илюшин Л. С., Морозова П. А. Обратная связь в обучении глазами российских подростков // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 195–212. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-195-212.

9. Азбель А. А., Илюшин Л. С., Казакова Е. И., Морозова П. А. Отношение учеников и учителей к обратной связи: противоречия и тенденции развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 76–109. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-76-109.

10. Sutton P. Conceptualizing Feedback Literacy: Knowing, Being, and Acting // Innovations in Education and Teaching International. 2012. Vol. 49, no 1, pp. 31–40. DOI: 10.1080/14703297.2012.647781.

11. Malecka B., Boud D., Carless D. Eliciting, processing and enacting feedback: mechanisms for embedding student feedback literacy within the curriculum // Teaching in Higher Education. 2020. Vol. 27 (7). P. 908–922. DOI: 10.1080/13562517.2020.1754784.

12. Woitt S., Weidlich J., Jivet I., Orhan Göksün D., Drachsler H., Kalz M. Students’ feedback literacy in higher education: an initial scale validation study // Teaching in Higher Education. 2023. Vol. 1–20. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2023.2263838.

13. Zhan Y. Developing and validating a student feedback literacy scale // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2022. Vol. 47 (7). P. 1087–1100. DOI: https://doi.org/10.1080/02602938.2021.2001430.

14. Brooks C., Huang Y., Hattie J., Carroll A., Burton R. What Is My Next Step? School Students’ Perceptions of Feedback // Front. Educ. 2019. Vol. 4. P. 96. DOI: 10.3389/feduc.2019.00096.

15. Hattie J., Timperley H. The power of feedback // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77, no. 1. P. 81–112. DOI: https://doi.org/10.3102/003465430298487.

16. Knaut J., Altieri M., Bach S., Strobl I., Dechant K. A Theory-Based Approach of Feedback in STACK-Based Moodle Quizzes Taking into Account Self-Regulation and Different Proficiency of Learners // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2022. Vol. 17 (23). P. 38–55. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v17i23.36425.

17. Бомбов А. Я., Репкин А. С. Рекомендации по формированию обратной связи в вопросах типа S. T. A. C.K системы Moodle // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУР. 2019. № 1–2. С. 32–34.

18. Янущик О. В., Устинова И. Г., Рожкова С. В., Лазарева Е. Г. Коллаборация трех университетов Томска для создания, продвижения и использования заданий типа STACK // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти: материалы международной научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1. Томск, 2022. С. 31–35.

19. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.

20. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 413 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Егоров А.А., Чикова О.А., Каменев Р.В., Сартаков И.В. Грамотность обратной связи студентов колледжа при электронном обучении: разработка и валидация шкалы. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):72-81. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-9

For citation: Egorov A.A., Chikova O.A., Kamenev R.V., Sartakov I.V. Feedback literacy of a college student in e‑learning: Development and validation of a scale. Professional education in the modern world. 2025;15(1):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-9

Просмотров: 10

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)