Цифровые технологии и искусственный интеллект в образовательной сфере: плюсы и минусы


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-5

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье эксплицируется проблема использования цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовательной сфере, которые позиционируются в качестве сложнейших многозначных феноменов, оказывающих существенное влияние как на субъект образовательного процесса, так и на качество образования в целом. Показаны преимущества и недостатки данных феноменов. Постановка задачи. Актуальность и значимость проблемы цифровых технологий и искусственного интеллекта нацеливают на анализ этого феномена в плоскости основных тенденций и перспектив его развития, неоднозначности результатов его воздействия на образовательный процесс. Методика и методология исследования. В связи с этим уместным признается диалектический подход, интерпретирующий любой процесс, явление в единстве противоречивых сторон и тенденций развития, а также результатов воздействия. В этом контексте акцентируется неоднозначный, противоречивый характер воздействия цифровых технологий и искусственного интеллекта на процессы обучения и воспитания молодежи. Результаты. В статье раскрываются преимущества и недостатки использования цифровых технологий и искусственного интеллекта. Акцентируется в целом положительный вектор использования технических средств в образовании. Подчеркивается, что в процессе обучения следует использовать только те разновидности искусственного интеллекта, которые инициируют творческие, созидательные, гуманистические, нравственные составляющие личности обучающихся. При этом ключевым моментом применения искусственного интеллекта признаются этические ценности. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость в решении проблем цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовательной сфере. Выводы. Указывается необходимость развивать многообразие общественно-прогрессивных проявлений искусственного интеллекта. Использование цифровых технологий, искусственного интеллекта в образовательной сфере приводит к дополнительной ответственности при применении этих инновационных средств обучения в силу их значительного влияния на мировоззрение, систему ценностей и духовный мир молодежи в целом. Важно расширять и усиливать воспитательные меры в образовательных учреждениях, направленных на рациональное использование этих средств, в частности интернета, в аналитическо-критическом аспекте.


Об авторе

Т. И. Бармашова
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Бармашова Татьяна Ивановна – доктор философских наук, профессор кафедры философии, профессор, Юридический институт

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 90



Список литературы

1. Ненашев С. В., Ненашева Е. А. Польза и вред искусственного интеллекта // Информационные технологии. Проблемы и решения. 2019. № 1 (6). С. 29–34.

2. Лопатина А. М. Искусственный интеллект – польза или опасность? // Вестник современных исследований. 2018. № 39.1 (24). С. 162–163.

3. Болджурова И. С., Хулхачиева Ж. С. XXI век – вызовы и угрозы педагогике и образованию (дискуссионная статья) // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2024. Т. 24, № 6. С. 158–164.

4. Крюков А. В., Лесевицкий А. В., Юсупова Ю. К. Позитивные и негативные аспекты процесса цифровизации сферы образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 63–75.

5. Терехова А. С., Косякова И. В. Нейросети и искусственный интеллект как прорыв в развитии цифровых технологий в образовании // Экономика, управление и право в современных условиях. Тольятти, 2024. С. 165–168.

6. Оливейра А. Цифровой разум: как наука меняет человечество / пер. с англ. К. Чистопольской. М.: Дело, 2022. 441 с.

7. О’Коннелл М. Искусственный интеллект и будущее человечества / пер. с англ. М. Кудряшова. М.: ЭКСМО, 2020. 267 с.

8. Зинковский С. А. Православное богословие личности и проблематика искусственного интеллекта // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 10–24.

9. Кенджаева Д. Х. Использование цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта в современном образовании // Интернаука. 2024. № 6-1 (323). С. 23–25.

10. Пашнина Т. В., Винокурова М. А. Современные проблемы применения и регулирования технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Образование и право. 2024. № 4. С. 406–411.

11. Токтарова В. И., Попова О. Г., Сагдуллина И. И., Белянин В. А. Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17, № 2 (50). С. 210–220.

12. Видова Т. А., Романова И. Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). С. 27–35.

13. Осипова Л. Б. Технологии искусственного интеллекта в системе высшего образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 41–47.

14. Kun Liu, Jingxia Chen, Mengjun Wei, Xiangyu Chen, Research on the Sharing Mechanism of Vocational Education Resources Supported by Artificial Intelligence // Advances in Vocational and Technical Education. 2023. Vol. 5. P. 61–67. DOI: http://dx.doi.org/10.23977/avte.2023.050710.

15. Çayır, A. A Literature Review on the Effect of Artificial Intelligence on Education // Journal of Human and Social Sciences. 2023. № 6 (2). P. 276–288. DOI: https://doi.org/10.53048/johass.1375684.

16. Puspitaningsih S., Irhadtanto B., Ratna Puspananda D. The Role of Artificial Intelligence in Children’s Education for A Digital Future // KnE Social Sciences. 2022. № 7 (19). P. 642–647. DOI: https://doi.org/10.18502/kss.v7i19.12483.

17. Дианов С. А., Лесевицкий А. В. Методологические аспекты процесса цифровизации системы образования в XXI веке // Философская мысль. 2023. № 3. С. 84–97.

18. Нейман Д. фон. Вычислительная машина и мозг / пер. с англ. А. Чечиной. М.: АСТ, 2022. 190 с.

19. Бармашова Т. И. Проблема бессознательного (философский анализ). Красноярск: Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2005. 374 с.

20. Тулегенова А. В. Бессознательные мотивы деятельности преподавателя вуза // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 17. С. 152–157.

21. Лосев А. Ф. Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 1993. 998 с.

22. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.

23. Гусейнова Г. Ф. Искусственный интеллект в педагогическом процессе: современный взгляд // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 4-1. С. 190–195.

24. Салтанаева Е. А., Эшелиоглу Р. И., Логинова И. М. Современные цифровые технологии – новая составляющая современной цифровой педагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81–3. С. 278–281.

25. Измайлова М. А. Роль искусственного интеллекта в построении адаптивной образовательной среды // Мир (Модернизация. Инновация. Развитие). 2024. Т. 15, № 1. С. 8–26.

26. Староверова Н. А., Шустрова М. Л. Влияние развития технологий искусственного интеллекта на профессиональное образование // Управление устойчивым развитием. 2023. № 5 (48). С. 108–114.

27. Черных С. И. Искусственный интеллект в изменении педагогического дизайна // Профессиональное образование в современном мире. 2024. Т. 14, № 1. С. 10–16.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бармашова Т.И. Цифровые технологии и искусственный интеллект в образовательной сфере: плюсы и минусы. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):39-46. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-5

For citation: Barmashova T.I. Digital technologies and artificial intelligence in the educational sphere: pros and cons. Professional education in the modern world. 2025;15(1):39-46. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-5

Просмотров: 4

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)