Философское осмысление проекта «Обучение служением» в контексте цифровизации образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-4
Аннотация
Введение. В современном российском обществе отмечается недостаточность гражданской идентичности молодежи. В статье обосновывается необходимость ее усиления за счет формирования духовно-нравственных ценностей личности со стороны всех участников образовательного процесса. Постановка задачи. Исследование становления проекта (федеральной программы) «Обучение служением» как инструмента формирования общественного сознания молодежи. Выявление ее основополагающих идей в истории отечественной философии и педагогики. В задачу исследования входит также анализ цифровых сервисов, способствующих масштабному внедрению этой программы. Методика и методология исследования. Для выстраивания образовательного процесса в русле государственной политики через сознательное сочетание личных и общественных интересов необходимо философское обоснование взаимосвязи традиционных ценностей и образовательных практик, в том числе на примере осмысления проекта «Обучения служением». Результаты. Возрождение духовно-нравственных ценностей выступает основой государственной политики, поскольку обладает обширным воспитательным и образовательным потенциалом, помогая противостоять негативным общественным явлениям, гармонизировать личные и общественные интересы, воспитывать лояльных к государству, сознательных и добросовестных граждан. Общий тренд цифровизации образовательного пространства направлен на формирование у широких масс населения «хорошо забытых» традиционных ценностей, включающих взаимопомощь и милосердие, и делается это в понятном для молодежи цифровом контексте. Выводы. Внедрение и реализация программы «Обучения служением» позволит вовлечь в общественно полезную деятельность молодежь, повысить уровень ее профессиональной и нравственной культуры, что в свою очередь является одновременно и показателем, и фактором стабильности и прогрессивности развития общества. Развитие тематических цифровых сервисов и организованная на их платформах работа образовательных учреждений способствуют доведению необходимой информации до большинства учащейся молодежи, постепенно формируя ее позитивное общественное мнение в отношении государственных задач и программ.
Об авторе
С. Ю. ПискорскаяРоссия
Пискорская Светлана Юрьевна – доктор философских наук, доцент, директор Института социального инжиниринга
660037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Список литературы
1. Бояк Т. Н. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности» // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 14А. С. 42–45.
2. Никольский В. С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28.
3. Печегина Т., Яшина А. «Обучение служением». Мировой тренд приходит в Россию // Позитивные изменения. 2023. Т. 3, № 3. С. 15–25. EDN: FIIPKE. DOI: 10.55140/2782-5817-2023-3-3-15-25.
4. Resch K., Schrittesser I. Using the Service-Learning approach to bridge the gap between theory and practice in teacher education // International Journal of Inclusive Education. 2023. Vol. 27, № 10. P. 1118–1132. DOI:10.1080/13603116.2021.1882053.
5. Ferrari J. R., Chapman J. G. Educating students to make a difference: Community-based servicelearning. New York: Routledge, 2014. 172 p. DOI: 10.4324/9781315827674.
6. Butin D. W. Service-Learning in Theory and Practice. The Future of Community Engagement in Higher Education. Palgrave Macmillan New York, 2010. XI. DOI: 10.1057/9780230106154.
7. Земцов Д. И., Метелев А. П., Яшина А. В. Обучение служением: ключевые результатыисследования зарубежного опыта: доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2023 г.). М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. 24 с. ISBN: 978-5-7598-2788-7. EDN: QIPQVB.
8. Купцова В. В., Чудакова С. А., Сапожникова С. М. Теоретические основы и организация сервисного обучения (Service-Learning) // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 9. С. 46–50. EDN GGBJHQ. DOI: 10.5281/zenodo.4081345.
9. Радищев А. Н. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1949. 856 с.
10. Критика и эстетика / И. В. Киреевский; сост., вступ. статья и примеч. Ю. В. Манна. Москва: Искусство, 1979. 439 с.
11. Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. 479 с.
12. Русское мировоззрение: сборник / С. Л. Франк. СПб.: Наука, 1996. 736 с.
13. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. М.: ИТРК, 2003. 736 с. ISBN 5-88010-166-5.
14. Герт В. А. Деятельностный подход: этапы и перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 36–42.
15. Чжан Синь. Наследие образования в СССР (философская оценка) // Журнал Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. Вып. 2–2. С. 948–950.
16. Ветошкин А. П., Быков М. Ю. Духовно-нравственный путь развития России // Журнал Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. Вып. 2–2. С. 566–572.
17. Смолин О. Н. Цели и содержание образования: о советских традициях и современной ситуации // Народное образование. 2019. № 4. С. 7–19.
18. Бояк Т. Н. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности» // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 14А. С. 42–45.
19. Бояк Т. Н. Народные традиции и нравственные ценности личности // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. Т. 3. С. 12–17.
20. «ServiceLearning – Обучение действием». URL: http://centrsam.ru/wp-content/uploads/2013/06/Обучение-действием.pdf (дата обращения: 22.10.2024).
21. Парма Р. В. Гражданская активность поколений в современном российском обществе // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 2. C. 31–47. DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.788; EDN: VMDWKO.
22. Пискорская С. Ю., Городищева А. Н., Стрельникова С. В., Пискорский Д. М., Рахинский Д. В. Профессиональные коммуникации в функциональном пространстве образовательного суверенитета России // Профессиональное образование в современном мире. 2024. Т. 14, № 1. С. 17–25. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-16.
23. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09. 11.2022. № 809. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 22.10.2024).
24. Рабочая тетрадь «Обучение служением»: учебно-методическое пособие / М. А. Гаете Сепулведа, В. С. Никольский, А. Н. Зленко и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 36 с.
25. Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации / В. С. Никольский, А. Н. Зленко, Т. В. Рябко и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 86 с.
26. Ковров В. В., Беликова Н. Ю., Очирова Т. С. Социальное служение как фундамент гражданского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 23–27. EDNZEOWNX. DOI: 10.23672/SAE.2023.43.77.001.
27. Ассоциация Добро.рф. URL: https://dobro.ru/organizations/7/info (дата обращения: 22.10.2024).
28. В программе «Обучение служением» смогут участвовать не только студенты, но и школьники. URL: https://edu.gov.ru/press/8588/v-programme-obuchenie-sluzheniem-smogut-uchastvovat-ne-tolko-studenty-no-i-shkolniki/ (дата обращения: 22.10.2024).
29. Дмитрий Чернышенко: Важно сделать благодарность волонтёрам частью нашей культуры. URL: http://government.ru/news/51851/ (дата обращения: 22.10.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Пискорская С.Ю. Философское осмысление проекта «Обучение служением» в контексте цифровизации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):30-38. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-4
For citation: Piskorskaya S.Y. Philosophical understanding of the project «Service Learning» in the context of digitalization of education. Professional education in the modern world. 2025;15(1):30-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-4
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.