Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: за и против


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-2

Полный текст:




Аннотация

Введение. Рассуждения автора направлены на оценку объема присутствия искусственного интеллекта в российском образовательном пространстве, его задач на современном этапе развития и роли в дальнейших социальных стратегиях института образования. Постановка задачи. Обращение к теме обусловлено целью исследования амбивалентности процессов использования и внедрения продуктов искусственного интеллекта в образовательный процесс. Среди задач автора – определение векторов оценки ресурсов искусственного интеллекта, объемов их использования в различных условиях, а также степени влияния на учебную успеваемость обучающихся. Методика и методология исследования. В основе исследования – диалектический и системный методы-подходы. Применен метод вторичного анализа данных ВЦИОМ, информационных справок и докладов Министерства образования Иркутской области. Представлены результаты авторских социологических исследований (экспресс-опрос студенческой молодежи Иркутской области «Цифровой опыт в образовательной практике», экспертный опрос «Перспективы и риски искусственного интеллекта в системе образования»). Результаты. Рискогенность цифровизации подтверждена оценками экспертов и мнением студенческой молодежи. Технологическая ресурсность искусственного интеллекта сопровождается полярными процессами: социальной апатичностью, гипертрофикацией симулякров, снижением творческого начала, уменьшением доли креативных навыков в решении учебных задач, фрагментированием памяти в силу перманентной доступности информации, снижением локуса контроля и навыков аналитического чтения. Выводы. Расширение цифрового опыта требует социально-философского анализа дегуманизирующих последствий феномена для внедрения коррегирующих ме- роприятий, актуализирующих воспитательный потенциал образования.


Об авторе

О. Б. Истомина
Иркутский государственный университет
Россия

Истомина Ольга Борисовна – доктор философских наук, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин

664025, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1



Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2015, 240 с.

2. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. URL: http://www.lacan.com/reflections.htm (дата обращения: 26.10.2023).

3. Истомина О. Б. Современные образы образования и социальная реальность // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конференции. Иркутск, 2019. С. 297–303.

4. Истомина О. Б., Кузьмина А. А. Гиперреальность современности в оценках молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. 2023. № 4. С. 47–53.

5. Истомина О. Б., Кузьмина А. А. Информационные вызовы и угрозы современности: социально-философский анализ // Вестник Бурятского государственного университета. 2024. № 2. С. 3–11.

6. Латов Ю. В., Ключарев Г. А. Неформальные правила игры в образовательной системе: симуляция образоваfiния, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31–42.

7. Главное – умеренность! URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-iskusstvennogo-intellekta-2 (дата обращения: 03.11.2024).

8. О реализации проекта «500+» в Иркутской области. URL: https://edulife.iro38.ru/?page_id=10416 (дата обращения: 09.12.2022).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Истомина О.Б. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: за и против. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(1):13-18. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-2

For citation: Istomina O.B. Artificial intelligence in the modern educational space: pros and cons. Professional education in the modern world. 2025;15(1):13-18. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-2

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)