Онтология изменений образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 1
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-18
Аннотация
Введение. Представления об онтологии образовательного пространства в формате философских, социологических, педагогических наук приобретают все более распространенный дискурс в российской и зарубежной философии образования.
Постановка задачи. Обзорная статья имеет целью осмысление ключевых положений онтологических подходов к исследованию образования.
Методика и методология исследования. Методология обзорного материала задается рамками критического анализа научных статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» в период 2016–2020 гг. на основе аналитического фрейма авторских дискурсов в виде краткого изложения ряда основных идей.
Результаты. Изучение исследовательских программ развития онтологии образования позволило выделить идеи, теории и концепции, ставшие фундаментальными для перспектив развития теории и практики философии образования. На фоне глобализации и унификации образовательной политики онтология образовательного пространства рассматривается в соотношении с социальной
онтологией, поскольку является ее частью и свидетельствует о ней.
Выводы. Обзор публикаций в журнале представлен всеми регионами Российской Федерации, авторами из более двадцати стран мира. В целом за период с 2016 по 2020 г. опубликовано 416 научных статей. Исследователи в области гуманитарных и естественно-научных областей знания – философы и политологи, социологи и культурологи, экономисты и юристы, учителя и воспитатели, архитекторы и художники.
Об авторах
И. В. ЯковлеваРоссия
Ирина Владимировна Яковлева, доктор философских наук, доцент, научный сотрудник Научного центра РАО, председатель редакционного совета научного журнала «Философия образования/Philosophy of education»
630126; ул. Вилюйская, 28; Новосибирск
Т. С. Косенко
Россия
Татьяна Сергеевна Косенко, кандидат философских наук, доцент, заместитель руководителя Научного центра РАО, заместитель главного редактора научного журнала «Философия образования/Philosophy of education»
630126; ул. Вилюйская, 28; Новосибирск
Ю. Чжан
Китай
Чжан Юньшэн, преподаватель-исследователь отдел «Здоровье и управление услугами» 10600; пр-т Сенчури; Цзинань
Список литературы
1. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Майер Б. О. Философия образования. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. 280 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49421288; EDN: XLDZPQ
2. Косенко Т. С., Яковлева И. В., Лигостаев А. Г. Категория «качество образования» как объект философско-педагогического осмысления (сущность и территориальные характеристики категории качества образования) (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 193–204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279163; EDN: MXVFEX
3. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Образование – неиссякаемый источник социальной энергии» // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 202–213. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844604; EDN: YWWMFZ
4. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Соотношение философии и философии образования как методологическая основа управления развитием системы отечественного образования в современных условиях» // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 194–198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276960; EDN: YLCBDN
5. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Яковлева И. В. Соотношение социальных и педагогических факторов как фундаментальная основа стратегии управляемого развития образования в условиях глобализации (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 173–192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276960; EDN: PWVGFQ
6. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Изменение роли образования в ХХI в. // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 199–219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276961; EDN: YLCBDV
7. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Социальные и педагогические ценностные ориентиры современного образования в России» // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 214–219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844605; EDN: YWWMGI
8. Турбовской Я. С., Иванова С. В., Захлебный А. Н., Долженко О. В., Наливайко Н. В., Круглый В. И., Пивоварова Ж. Ф., Кондратьева Т. Н., Олейникова О. Д., Филинова В. С., Тзгарская А. А. Взаимоотношение экологии и образования в современных условиях (Стенограмма вебинара 28 октября 2015 г.) // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 221–235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29427806; EDN: YTZEOX
9. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Экологизация образования: формирующие цели и пути их достижения» // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 138–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715449; EDN: ZAGVQV
10. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Школа и вуз в условиях Великой Отечественной войны (уроки для современного образования)» // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 144–150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715450
11. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Нужен ли общеобразовательной школе и отечественному образованию Макаренко в современных условиях» // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 232–249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30754592
12. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Гармонизация эмпирического и теоретического мышления как формирующая основа образования в XXI веке» // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 234–239. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193191
13. Яковлева И. В. Становление и определение исходных оснований науки об образовании в журнале «Философия образования» (2001–2005 гг.) // Философия образования. 2012. Т. 21, № 3. С. 18–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46643936
14. Яковлева И. В., Косенко Т. С. Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале «Философия образования» (2006–2011 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 39–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47359821
15. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Ушакова Е. В. Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 136–209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49504194
16. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 3–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715435
17. Полянкина С. Ю. Онтология образования как основа национальной образовательной доктрины // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 18–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mrgvax; EDN: MRGVAX
18. Черных С. И., Казанцев К. Ю. Интеллектуальный капитал регионального вуза: опыт построения онтологической модели // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 5–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bwqnoo; EDN: BWQNOO
19. Пфаненштиль И. А. Особенности становления евразийского вектора отечественного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 3–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871800; EDN: VUDYYH
20. Андронникова О. О. Геополитические аспекты виктимных изменений образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 60–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871806; EDN: TPNZDD
21. Кузнецов Д. И., Симанова Н. В. Проблема развития глокальных цивилизаций в рамках глобального образовательного мира // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 3–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417018; EDN: WGCEHN
22. Андриенко Е. В. Влияние мировых трендов на реализацию стратегических проектов развития российского образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 64–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tfconr; EDN: TFCONR
23. Петров В. В. Университет в условиях глобализации: организация, структура, управление // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 20–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26603797; EDN: WKELHP
24. Фёдорова Л. А., Коршикова Л. Ю. Аксиологический подход к проблемам образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 153–164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137056; EDN: VZYWVV
25. Бегалинова К. К. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Принцип неопределенности в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 122–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137053; EDN: VZYWUR
26. Щербинина Л. Ф. Конкретизация в нормотворчестве субъектов РФ как одно из условий реализации права: образовательный аспект // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 149–153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844597; EDN: YWWMDO
27. Щербинина Л. Ф. Отдельные аспекты контрольной деятельности законодательного органа власти субъекта федерации в юридическом образовании: правовой контекст // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 89–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28130794; EDN: XRPGAD
28. Пугачёв А. В. Правосознание и философия образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 45–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417022; EDN: WGCEJB
29. Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З. Кондратьева Т. Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 53–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wgcejl; EDN: WGCEJL
30. Черных C. И. Борисенко И. Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=osfzbw; EDN: OSFZBW
31. Рубанцова Т. А. Современная парадигма образования: традиции и инновации // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkqf; EDN: YGXKQF
32. Яковлева И. В. Эпистемологический анализ образовательных парадигм и поиск путей выстраивания нового образовательного вектора (социокультурный подход) // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 38–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715438; EDN: ZAGVMP
33. Вихман В. В. Локальная архитектоника пространства конструирования теоретических прообразов феномена образования: дисциплинарный аспект // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534041; EDN: TSZRXM
34. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 14–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159799
35. Полянкина С. Ю. Общее проблемное содержание процессов интеграции и дифференциации в системе отечественного образования // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 29–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkqp; EDN: YGXKQP
36. Новосадов С. А. Формирование новой методологии образования путем выхода из существующей техногенной и социокультурной парадигмы // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 5–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658322; EDN: YLVVKF
37. Наливайко Н. В. Фотина О. В. Философский уровень рефлексии специфики развития российского образования // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 3–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkpl; EDN: YGXKPL
38. Мамонов О. В., Черных С. И., Гуляевская Н. В. Экосистема современного регионального вуза: социально-философский анализ // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 3–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193171
39. Маджуга А. Г., Синицина И. А., Кагарманова Г. Г., Саляхова З. И., Малярчук Н. Н. Фрактальная педагогика: онтологические смыслы и методологические возможности // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 173–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vzywwp; EDN: VZYWWP
40. Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Зуков Р. А. Научные основания в структурном развитии философии образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 17–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137042; EDN: VZYWQL
41. Абрамова М. А., Балганова Е. В. Качество высшего образования как детерминанта общественного развития // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 3–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36828942; EDN: YUTHMD
42. Петров В. В. Образовательная автономия и академическая легитимность: реструктуризация системы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 34–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193173
43. Рахинский Д. В. Особенности универсалистских тенденций в современном образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 21–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193172
44. Изгарская А. А., Изгарская М. В. Образование и творчество в современных миросистемных условиях // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 20–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596043; EDN: OXGDHA
45. Петров М. А. Творчество как онтогносеологический базис современного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 161–171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871816; EDN: VUDZEL
46. Абрамова М. А. Модель единого образовательного пространства и (или) сохранение национальной системы образования? // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 25–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658323; EDN: KQPQVA
47. Тарасова О. И. Образование: между прошлым и будущим // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 17–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534042; EDN: FICRCG
48. Бабушкин И. Е., Воронцов П. Г., Елисеев В. А., Ушакова Е. В. Социокультурная специфика социально-педагогических трансформаций в условиях кризиса образования (западный и российский подходы) // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 145–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091661; EDN: NVHXYQ
49. Яковлева И. В., Глиос Г. Н. Условия интеграции инновационных и традиционных подходов в образовании (аксиологический аспект) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 83–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596047; EDN: HJZGGQ
50. Барболин М. П. Методологическая концепция оптимизации взаимодействия образования, государства и бизнеса: онтоантропосоциогенетический подход // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 52–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276949
51. Цигулева О. В. Рыночная трансформация отечественной системы высшего образования: мифы и реальность // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 80–87. URL: https://elibrary.ru/nryggn; EDN: NRYGGN
52. Ушакова Е. В., Косенко Т. С. Сидоровъ Н. С. Проблема коммерциализации медицинской сферы и медицинского образования: социальный и экономический аспекты // Философия образования. 2020. Т. 20. № 1. С. 94–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42658328; EDN: SZWZXQ
53. Цыцкун Т. А. Эффективное экономическое образование как модернизационный базис // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 130–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25871813; EDN: VUDZDH
54. Кузнецова М. Ф. Предпринимательские университеты в контексте современных образовательных реформ // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 108–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844593
55. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. «Предпринимательский университет» как модель трансформации образовательных организаций: теоретические подходы и российский опыт // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 5–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596042
56. Майер Б. О. Посвящается памяти профессора Нины Васильевны Наливайко (06. 02. 1945–13. 07. 2019) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159798
57. Дудина М. Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 20–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505558
58. Стожко Д. К. К вопросу об образовательном бриколаже: философско-антропологический аспект // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 176–190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159810
59. Новиков С. Г. Антропологические последствия современного глобального транзита и задачи российского образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 77–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417026
60. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Процессы отчуждения в современном образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 197–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193187
61. Бабошина Е. Б. Образование: в поисках смысла // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 36–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137044
62. Наливайко Н. В., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Глобальный антропный кризис и ключевая роль образования в судьбах мира // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 15–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871801
63. Ан С. А., Ушакова Е. В., Наливайко Н. В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 31–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298673
64. Черный Д. С. Особенности информационного управления в глобальном мире: истоки, механизмы и последствия // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 42–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871804
65. Сергеев М. Ю., Чумаков А. Н. Глобализация и религия: проблемы и перспективы // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 178–193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276959
66. Вахитов Д. Р., Кондратьева Т. Н., Габдуллин Н. М. Значение сферы образования в процессе сохранения суверенитета государства // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 84–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137049
67. Новиков С. Г. Отечественное образование перед лицом вызовов современной глобальной социокультурной транзиции // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 31–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844585
68. Гордиенко А. А. Советские непотребительский модерн, постиндустриальная контрреволюция в России и инновационное развитие. Статья 1. Цивилизационные особенности России и модерн // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 17–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298672
69. Петров В. В. Специфика формирования регионального научно-образовательного потенциала: вектор оттока // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 141–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44048558
70. Ларионова Т. В. Устойчивость региональных образовательных систем // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 34–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871803
71. Борисенко И. Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 51–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871805
72. Новосадов С. А. Изменение парадигмы образования путем ее вписывания в мировоззренческую матрицу социального развития общества // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 109–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137052; EDN: VZYWUH
73. Баксанский О. Е., Фурсов В. В. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 44–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844587
74. Сохраняева Т. В. Университет как пространство социального взаимодействия: современный контекст проблемы // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 24–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29204084; EDN: YPBXBZ
75. Скачкова Н. В. Признаки социальных трансформаций в российской системе профессионального образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 176–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417036; EDN: WGCEOL
76. Полянкина С. Ю. Проблемное поле социальных интеграции и дифференциации в системе отечественного образования // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 17–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29715436
77. Балынская Н. Р., Кузнецова Н. В. Взаимодействие образовательной организации и бизнес-сообщества: точки соприкосновения // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 25–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844584; EDN: YWWLZB
78. Сторожук А. Ю. Образование между наукой и культурой: смена стиля мышления // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 28–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xrpfyf; EDN: XRPFYF
79. Ушаков Д. В. Многонациональные школы и образование детей мигрантов в современных условиях (на примере г. Новосибирска) // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 103–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715445; EDN: ZAGVPH
80. Ушаков Д. В. Роль системы образования в гармонизации этно-конфессиональных отношений молодежи (на примере Новосибирской области) // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 89–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wkeljx; EDN: WKELJX
81. Вахитов Д. Р., Лукина М. А., Гриневецкая Т. Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 90–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmbm; EDN: YWWMBM
82. Синицина И. А., Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. Системно-синергетический подход в интерпретации социальных феноменов (на примере управления образованием) // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 97–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmbv; EDN: YWWMBV
83. Петров В. В. Сдерживающие факторы формирования социального потенциала в условиях системных трансформаций // Философия образования. 2029. Т. 19, № 3. С. 57–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159802; EDN: FHTLTD
84. Лескова И. А. Традиция в ракурсе постнеклассического подхода: педагогический аспект // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 101–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=edwpnn; EDN: EDWPNN
85. Карнаухов О. П. Актуализация системно-синергетического подхода в понимании общества: социально-философский и образовательный аспекты // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 67–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596046; EDN: CSLDKW
86. Гухман В. Б. Формирование культурной элиты как стратегическая цель образования // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 116–136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xywgea; EDN: XYWGEA
87. Лепешев Д. В., Захлебаева В. В. Юногогика для развития общества и образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 98–109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534047; EDN: UEEYKN
88. Абрамова М. А. Диалектика интернационального и национального и российская система образования // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 59–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298675; EDN: WZJUOJ
89. Загорулько Л. П. Двуязычие как инструмент социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 154–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmdx; EDN: YWWMDX
90. Мадюкова С. А. Модель этнокультурного образования и его роль в интеграции межэтнических сообществ современной России // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 65–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534045; EDN: COBBIZ
91. Ерохина Е. А. Общественная экспертиза в интегративно-коммуникативной модели регулирования этносоциальных процессов: дилемма родного языка // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 137–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41159807; EDN: OTFVGZ
92. Кокина М. Н. Соотношение «Своего» и «Чужого» в правовой и конституционной культуре современной России и правовом образовании: социально-философский анализ // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 37–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41596044; EDN: PVLRQJ
93. Никитенко В. Н. Народное образование в природно-социальной целостности: нереализованные возможности // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 71–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32844589; EDN: YWWMAU
94. Белокопытов Ю. Н., Никитина Н. А., Панасенко Г. В. «Блеск и нищета» реализации функции философии образования в США // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 139–147. URL: https://elibrary.ru/ywwmdf; EDN: YWWMDF
95. Санти А. Основные допущения модернизма и соответствующая школа // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 64–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754575
96. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Философия образования «самураев бизнеса» для «экономического чуда» Японии // Философия образования. 2019. Т. 19. № 1. С. 88–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37279156; EDN: TNIEAN
97. Ян С. Современное развитие образования Китая: ключевые концепции, базовые ориентации и дальнейшие перспективы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 79–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193178; EDN: XSCTID
98. Тумээ О., Одонхуу М., Баттулга Д., Шарав Ц. Трансформация понятия «молодежь» в среде монгольского студенчества // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 127–133. URL: https://elibrary.ru/zcqfmd; EDN: ZCQFMD
99. Ушаков Д. В. Российско-монгольское образовательное сотрудничество: от моделей к реализации (часть II) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 111–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37279157; EDN: AMZLSJ
100. Ушаков Д. В. Импорт образования в сотрудничестве России и Монголии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 125–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41596050; EDN: GACHBN
101. Алпыспаева Г. А., Нурмуханова К. Ж., Оспанова Ш. К. Модернизация университетов Казахстана: современные контексты проблемы // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 81–99. URL: https://elibrary.ru/zgxwov; EDN: ZGXWOV
102. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. О некоторых аспектах образования и цифровизации общества // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 100–112. URL: https://elibrary.ru/jmrmqw; EDN: JMRMQW
103. Соловьева Г. Г., Жанабаева Д. М. Казахстан: новая модель университета и политика формирования национальной идентичности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 153–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44048559; EDN: WKZFTZ
104. Тарасова Н. В., Тарасова К. В. Компетенции ХХI века в национальных стандартах школьного образования стран Центральной и Восточной Азии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 94–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596048
105. Юдин И. В. Москаленко М. Р. Индивидуальные траектории обучения как возможность подготовки ценностно-ориентированных специалистов в российских вузах // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 127–137. URL: https://elibrary.ru/sdvcfc; EDN: SDVCFC
106. Жданова Н. С. Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе изучения традиционной архитектуры Урала // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 109–116. URL: https://elibrary.ru/ygxkuv/; EDN: YGXKUV
107. Касатова Г. А., Седова Ю. С. Аксиологические основы процесса формирования профессиональных компетенций у бакалавров // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 66–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193176; EDN: XSCTHN
108. Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Ценностные ориентации первокурсников медицинского вуза как основа становления профессиональной культуры будущего специалиста // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 179–191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091663
109. Иванова С. В., Пастухова Л. С. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 3–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276945; EDN: VJSAVU
110. Краснова Н. Н. Трансформация прав человека с позиции культуры, правового образования и обязанностей гражданина // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 44–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36828946; EDN: YUTHNJ
111. Панасенко Ю. А. Система ценностей – ядро культуры воинской службы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 125–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29715447; EDN: ZAGVQB
112. Харченко О. А. Значение волевых качеств офицера при организации деятельности по педагогической профилактике противоправного поведения военнослужащих // Философия образования.2016. № 2 (65). С. 92–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26137050; EDN: VZYWTN
Дополнительные файлы
Для цитирования: Яковлева И.В., Косенко Т.С., Чжан Ю. Онтология изменений образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 1. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):711-732. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-18
For citation: Yakovleva I.V., Kosenko T.S., Zhang Y. The ontology of changes in the educational space: A review of articles in the scientific journal «Philosophy of education» (2016–2020). Part 1. Professional education in the modern world. 2024;14(4):711-732. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-18
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.