Онтология изменений образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 1


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-18

Полный текст:




Аннотация

   Введение. Представления об онтологии образовательного пространства в формате философских, социологических, педагогических наук приобретают все более распространенный дискурс в российской и зарубежной философии образования.

   Постановка задачи. Обзорная статья имеет целью осмысление ключевых положений онтологических подходов к исследованию образования.

   Методика и методология исследования. Методология обзорного материала задается рамками критического анализа научных статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» в период 2016–2020 гг. на основе аналитического фрейма авторских дискурсов в виде краткого изложения ряда основных идей.

   Результаты. Изучение исследовательских программ развития онтологии образования позволило выделить идеи, теории и концепции, ставшие фундаментальными для перспектив развития теории и практики философии образования. На фоне глобализации и унификации образовательной политики онтология образовательного пространства рассматривается в соотношении с социальной
онтологией, поскольку является ее частью и свидетельствует о ней.

   Выводы. Обзор публикаций в журнале представлен всеми регионами Российской Федерации, авторами из более двадцати стран мира. В целом за период с 2016 по 2020 г. опубликовано 416 научных статей. Исследователи в области гуманитарных и естественно-научных областей знания – философы и политологи, социологи и культурологи, экономисты и юристы, учителя и воспитатели, архитекторы и художники.


Об авторах

И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Ирина Владимировна Яковлева, доктор философских наук, доцент, научный сотрудник Научного центра РАО, председатель редакционного совета научного журнала «Философия образования/Philosophy of education»

630126; ул. Вилюйская, 28; Новосибирск



Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Татьяна Сергеевна Косенко, кандидат философских наук, доцент, заместитель руководителя Научного центра РАО, заместитель главного редактора научного журнала «Философия образования/Philosophy of education»

630126; ул. Вилюйская, 28; Новосибирск



Ю. Чжан
Шаньдунский институт физического воспитания
Китай
Чжан Юньшэн, преподаватель-исследователь отдел «Здоровье и управление услугами» 10600; пр-т Сенчури; Цзинань


Список литературы

1. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Майер Б. О. Философия образования. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. 280 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49421288; EDN: XLDZPQ

2. Косенко Т. С., Яковлева И. В., Лигостаев А. Г. Категория «качество образования» как объект философско-педагогического осмысления (сущность и территориальные характеристики категории качества образования) (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 193–204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279163; EDN: MXVFEX

3. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Образование – неиссякаемый источник социальной энергии» // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 202–213. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844604; EDN: YWWMFZ

4. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Соотношение философии и философии образования как методологическая основа управления развитием системы отечественного образования в современных условиях» // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 194–198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276960; EDN: YLCBDN

5. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Яковлева И. В. Соотношение социальных и педагогических факторов как фундаментальная основа стратегии управляемого развития образования в условиях глобализации (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 173–192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276960; EDN: PWVGFQ

6. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Изменение роли образования в ХХI в. // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 199–219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276961; EDN: YLCBDV

7. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Социальные и педагогические ценностные ориентиры современного образования в России» // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 214–219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844605; EDN: YWWMGI

8. Турбовской Я. С., Иванова С. В., Захлебный А. Н., Долженко О. В., Наливайко Н. В., Круглый В. И., Пивоварова Ж. Ф., Кондратьева Т. Н., Олейникова О. Д., Филинова В. С., Тзгарская А. А. Взаимоотношение экологии и образования в современных условиях (Стенограмма вебинара 28 октября 2015 г.) // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 221–235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29427806; EDN: YTZEOX

9. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Экологизация образования: формирующие цели и пути их достижения» // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 138–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715449; EDN: ZAGVQV

10. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Школа и вуз в условиях Великой Отечественной войны (уроки для современного образования)» // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 144–150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715450

11. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Нужен ли общеобразовательной школе и отечественному образованию Макаренко в современных условиях» // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 232–249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30754592

12. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Гармонизация эмпирического и теоретического мышления как формирующая основа образования в XXI веке» // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 234–239. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193191

13. Яковлева И. В. Становление и определение исходных оснований науки об образовании в журнале «Философия образования» (2001–2005 гг.) // Философия образования. 2012. Т. 21, № 3. С. 18–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46643936

14. Яковлева И. В., Косенко Т. С. Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале «Философия образования» (2006–2011 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 39–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47359821

15. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Ушакова Е. В. Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 136–209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49504194

16. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 3–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715435

17. Полянкина С. Ю. Онтология образования как основа национальной образовательной доктрины // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 18–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mrgvax; EDN: MRGVAX

18. Черных С. И., Казанцев К. Ю. Интеллектуальный капитал регионального вуза: опыт построения онтологической модели // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 5–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bwqnoo; EDN: BWQNOO

19. Пфаненштиль И. А. Особенности становления евразийского вектора отечественного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 3–15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871800; EDN: VUDYYH

20. Андронникова О. О. Геополитические аспекты виктимных изменений образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 60–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871806; EDN: TPNZDD

21. Кузнецов Д. И., Симанова Н. В. Проблема развития глокальных цивилизаций в рамках глобального образовательного мира // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 3–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417018; EDN: WGCEHN

22. Андриенко Е. В. Влияние мировых трендов на реализацию стратегических проектов развития российского образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 64–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tfconr; EDN: TFCONR

23. Петров В. В. Университет в условиях глобализации: организация, структура, управление // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 20–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26603797; EDN: WKELHP

24. Фёдорова Л. А., Коршикова Л. Ю. Аксиологический подход к проблемам образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 153–164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137056; EDN: VZYWVV

25. Бегалинова К. К. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Принцип неопределенности в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 122–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137053; EDN: VZYWUR

26. Щербинина Л. Ф. Конкретизация в нормотворчестве субъектов РФ как одно из условий реализации права: образовательный аспект // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 149–153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844597; EDN: YWWMDO

27. Щербинина Л. Ф. Отдельные аспекты контрольной деятельности законодательного органа власти субъекта федерации в юридическом образовании: правовой контекст // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 89–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28130794; EDN: XRPGAD

28. Пугачёв А. В. Правосознание и философия образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 45–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417022; EDN: WGCEJB

29. Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З. Кондратьева Т. Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 53–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wgcejl; EDN: WGCEJL

30. Черных C. И. Борисенко И. Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=osfzbw; EDN: OSFZBW

31. Рубанцова Т. А. Современная парадигма образования: традиции и инновации // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkqf; EDN: YGXKQF

32. Яковлева И. В. Эпистемологический анализ образовательных парадигм и поиск путей выстраивания нового образовательного вектора (социокультурный подход) // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 38–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715438; EDN: ZAGVMP

33. Вихман В. В. Локальная архитектоника пространства конструирования теоретических прообразов феномена образования: дисциплинарный аспект // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534041; EDN: TSZRXM

34. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 14–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159799

35. Полянкина С. Ю. Общее проблемное содержание процессов интеграции и дифференциации в системе отечественного образования // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 29–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkqp; EDN: YGXKQP

36. Новосадов С. А. Формирование новой методологии образования путем выхода из существующей техногенной и социокультурной парадигмы // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 5–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658322; EDN: YLVVKF

37. Наливайко Н. В. Фотина О. В. Философский уровень рефлексии специфики развития российского образования // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 3–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkpl; EDN: YGXKPL

38. Мамонов О. В., Черных С. И., Гуляевская Н. В. Экосистема современного регионального вуза: социально-философский анализ // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 3–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193171

39. Маджуга А. Г., Синицина И. А., Кагарманова Г. Г., Саляхова З. И., Малярчук Н. Н. Фрактальная педагогика: онтологические смыслы и методологические возможности // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 173–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vzywwp; EDN: VZYWWP

40. Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Зуков Р. А. Научные основания в структурном развитии философии образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 17–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137042; EDN: VZYWQL

41. Абрамова М. А., Балганова Е. В. Качество высшего образования как детерминанта общественного развития // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 3–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36828942; EDN: YUTHMD

42. Петров В. В. Образовательная автономия и академическая легитимность: реструктуризация системы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 34–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193173

43. Рахинский Д. В. Особенности универсалистских тенденций в современном образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 21–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193172

44. Изгарская А. А., Изгарская М. В. Образование и творчество в современных миросистемных условиях // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 20–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596043; EDN: OXGDHA

45. Петров М. А. Творчество как онтогносеологический базис современного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 161–171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871816; EDN: VUDZEL

46. Абрамова М. А. Модель единого образовательного пространства и (или) сохранение национальной системы образования? // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 25–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658323; EDN: KQPQVA

47. Тарасова О. И. Образование: между прошлым и будущим // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 17–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534042; EDN: FICRCG

48. Бабушкин И. Е., Воронцов П. Г., Елисеев В. А., Ушакова Е. В. Социокультурная специфика социально-педагогических трансформаций в условиях кризиса образования (западный и российский подходы) // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 145–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091661; EDN: NVHXYQ

49. Яковлева И. В., Глиос Г. Н. Условия интеграции инновационных и традиционных подходов в образовании (аксиологический аспект) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 83–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596047; EDN: HJZGGQ

50. Барболин М. П. Методологическая концепция оптимизации взаимодействия образования, государства и бизнеса: онтоантропосоциогенетический подход // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 52–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276949

51. Цигулева О. В. Рыночная трансформация отечественной системы высшего образования: мифы и реальность // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 80–87. URL: https://elibrary.ru/nryggn; EDN: NRYGGN

52. Ушакова Е. В., Косенко Т. С. Сидоровъ Н. С. Проблема коммерциализации медицинской сферы и медицинского образования: социальный и экономический аспекты // Философия образования. 2020. Т. 20. № 1. С. 94–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42658328; EDN: SZWZXQ

53. Цыцкун Т. А. Эффективное экономическое образование как модернизационный базис // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 130–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25871813; EDN: VUDZDH

54. Кузнецова М. Ф. Предпринимательские университеты в контексте современных образовательных реформ // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 108–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844593

55. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. «Предпринимательский университет» как модель трансформации образовательных организаций: теоретические подходы и российский опыт // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 5–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596042

56. Майер Б. О. Посвящается памяти профессора Нины Васильевны Наливайко (06. 02. 1945–13. 07. 2019) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159798

57. Дудина М. Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 20–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505558

58. Стожко Д. К. К вопросу об образовательном бриколаже: философско-антропологический аспект // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 176–190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159810

59. Новиков С. Г. Антропологические последствия современного глобального транзита и задачи российского образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 77–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417026

60. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Процессы отчуждения в современном образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 197–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193187

61. Бабошина Е. Б. Образование: в поисках смысла // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 36–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137044

62. Наливайко Н. В., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Глобальный антропный кризис и ключевая роль образования в судьбах мира // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 15–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871801

63. Ан С. А., Ушакова Е. В., Наливайко Н. В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 31–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298673

64. Черный Д. С. Особенности информационного управления в глобальном мире: истоки, механизмы и последствия // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 42–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871804

65. Сергеев М. Ю., Чумаков А. Н. Глобализация и религия: проблемы и перспективы // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 178–193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276959

66. Вахитов Д. Р., Кондратьева Т. Н., Габдуллин Н. М. Значение сферы образования в процессе сохранения суверенитета государства // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 84–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137049

67. Новиков С. Г. Отечественное образование перед лицом вызовов современной глобальной социокультурной транзиции // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 31–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844585

68. Гордиенко А. А. Советские непотребительский модерн, постиндустриальная контрреволюция в России и инновационное развитие. Статья 1. Цивилизационные особенности России и модерн // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 17–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298672

69. Петров В. В. Специфика формирования регионального научно-образовательного потенциала: вектор оттока // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 141–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44048558

70. Ларионова Т. В. Устойчивость региональных образовательных систем // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 34–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871803

71. Борисенко И. Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 51–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871805

72. Новосадов С. А. Изменение парадигмы образования путем ее вписывания в мировоззренческую матрицу социального развития общества // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 109–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137052; EDN: VZYWUH

73. Баксанский О. Е., Фурсов В. В. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 44–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844587

74. Сохраняева Т. В. Университет как пространство социального взаимодействия: современный контекст проблемы // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 24–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29204084; EDN: YPBXBZ

75. Скачкова Н. В. Признаки социальных трансформаций в российской системе профессионального образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 176–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417036; EDN: WGCEOL

76. Полянкина С. Ю. Проблемное поле социальных интеграции и дифференциации в системе отечественного образования // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 17–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29715436

77. Балынская Н. Р., Кузнецова Н. В. Взаимодействие образовательной организации и бизнес-сообщества: точки соприкосновения // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 25–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844584; EDN: YWWLZB

78. Сторожук А. Ю. Образование между наукой и культурой: смена стиля мышления // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 28–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xrpfyf; EDN: XRPFYF

79. Ушаков Д. В. Многонациональные школы и образование детей мигрантов в современных условиях (на примере г. Новосибирска) // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 103–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715445; EDN: ZAGVPH

80. Ушаков Д. В. Роль системы образования в гармонизации этно-конфессиональных отношений молодежи (на примере Новосибирской области) // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 89–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wkeljx; EDN: WKELJX

81. Вахитов Д. Р., Лукина М. А., Гриневецкая Т. Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 90–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmbm; EDN: YWWMBM

82. Синицина И. А., Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. Системно-синергетический подход в интерпретации социальных феноменов (на примере управления образованием) // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 97–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmbv; EDN: YWWMBV

83. Петров В. В. Сдерживающие факторы формирования социального потенциала в условиях системных трансформаций // Философия образования. 2029. Т. 19, № 3. С. 57–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159802; EDN: FHTLTD

84. Лескова И. А. Традиция в ракурсе постнеклассического подхода: педагогический аспект // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 101–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=edwpnn; EDN: EDWPNN

85. Карнаухов О. П. Актуализация системно-синергетического подхода в понимании общества: социально-философский и образовательный аспекты // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 67–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596046; EDN: CSLDKW

86. Гухман В. Б. Формирование культурной элиты как стратегическая цель образования // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 116–136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xywgea; EDN: XYWGEA

87. Лепешев Д. В., Захлебаева В. В. Юногогика для развития общества и образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 98–109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534047; EDN: UEEYKN

88. Абрамова М. А. Диалектика интернационального и национального и российская система образования // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 59–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298675; EDN: WZJUOJ

89. Загорулько Л. П. Двуязычие как инструмент социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 154–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmdx; EDN: YWWMDX

90. Мадюкова С. А. Модель этнокультурного образования и его роль в интеграции межэтнических сообществ современной России // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 65–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534045; EDN: COBBIZ

91. Ерохина Е. А. Общественная экспертиза в интегративно-коммуникативной модели регулирования этносоциальных процессов: дилемма родного языка // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 137–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41159807; EDN: OTFVGZ

92. Кокина М. Н. Соотношение «Своего» и «Чужого» в правовой и конституционной культуре современной России и правовом образовании: социально-философский анализ // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 37–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41596044; EDN: PVLRQJ

93. Никитенко В. Н. Народное образование в природно-социальной целостности: нереализованные возможности // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 71–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32844589; EDN: YWWMAU

94. Белокопытов Ю. Н., Никитина Н. А., Панасенко Г. В. «Блеск и нищета» реализации функции философии образования в США // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 139–147. URL: https://elibrary.ru/ywwmdf; EDN: YWWMDF

95. Санти А. Основные допущения модернизма и соответствующая школа // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 64–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754575

96. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Философия образования «самураев бизнеса» для «экономического чуда» Японии // Философия образования. 2019. Т. 19. № 1. С. 88–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37279156; EDN: TNIEAN

97. Ян С. Современное развитие образования Китая: ключевые концепции, базовые ориентации и дальнейшие перспективы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 79–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193178; EDN: XSCTID

98. Тумээ О., Одонхуу М., Баттулга Д., Шарав Ц. Трансформация понятия «молодежь» в среде монгольского студенчества // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 127–133. URL: https://elibrary.ru/zcqfmd; EDN: ZCQFMD

99. Ушаков Д. В. Российско-монгольское образовательное сотрудничество: от моделей к реализации (часть II) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 111–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37279157; EDN: AMZLSJ

100. Ушаков Д. В. Импорт образования в сотрудничестве России и Монголии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 125–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41596050; EDN: GACHBN

101. Алпыспаева Г. А., Нурмуханова К. Ж., Оспанова Ш. К. Модернизация университетов Казахстана: современные контексты проблемы // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 81–99. URL: https://elibrary.ru/zgxwov; EDN: ZGXWOV

102. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. О некоторых аспектах образования и цифровизации общества // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 100–112. URL: https://elibrary.ru/jmrmqw; EDN: JMRMQW

103. Соловьева Г. Г., Жанабаева Д. М. Казахстан: новая модель университета и политика формирования национальной идентичности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 153–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44048559; EDN: WKZFTZ

104. Тарасова Н. В., Тарасова К. В. Компетенции ХХI века в национальных стандартах школьного образования стран Центральной и Восточной Азии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 94–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596048

105. Юдин И. В. Москаленко М. Р. Индивидуальные траектории обучения как возможность подготовки ценностно-ориентированных специалистов в российских вузах // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 127–137. URL: https://elibrary.ru/sdvcfc; EDN: SDVCFC

106. Жданова Н. С. Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе изучения традиционной архитектуры Урала // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 109–116. URL: https://elibrary.ru/ygxkuv/; EDN: YGXKUV

107. Касатова Г. А., Седова Ю. С. Аксиологические основы процесса формирования профессиональных компетенций у бакалавров // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 66–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193176; EDN: XSCTHN

108. Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Ценностные ориентации первокурсников медицинского вуза как основа становления профессиональной культуры будущего специалиста // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 179–191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091663

109. Иванова С. В., Пастухова Л. С. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 3–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276945; EDN: VJSAVU

110. Краснова Н. Н. Трансформация прав человека с позиции культуры, правового образования и обязанностей гражданина // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 44–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36828946; EDN: YUTHNJ

111. Панасенко Ю. А. Система ценностей – ядро культуры воинской службы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 125–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29715447; EDN: ZAGVQB

112. Харченко О. А. Значение волевых качеств офицера при организации деятельности по педагогической профилактике противоправного поведения военнослужащих // Философия образования.2016. № 2 (65). С. 92–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26137050; EDN: VZYWTN


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева И.В., Косенко Т.С., Чжан Ю. Онтология изменений образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 1. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):711-732. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-18

For citation: Yakovleva I.V., Kosenko T.S., Zhang Y. The ontology of changes in the educational space: A review of articles in the scientific journal «Philosophy of education» (2016–2020). Part 1. Professional education in the modern world. 2024;14(4):711-732. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-18

Просмотров: 81

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)