Психологические особенности восприятия времени в условиях дидактической коммуникации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-15

Полный текст:




Аннотация

   Введение. Статья посвящена частному аспекту проблемы психологического исследования процесса дидактической коммуникации.

   В качестве центрального объекта исследования выступает субъективный образ учебного времени, возникающий у обучаемого в ходе дидактической коммуникации.

   Постановка задачи. Проблема, обусловившая необходимость проведения исследования, заключается в недостаточной психологической проработанности конструкта «время учебного взаимодействия», что в практике преподавания приводит к снижению потенциала дидактической коммуникации.

   Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составили отечественные представления школы А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности. Дидактическая коммуникация, в которую вступает обучаемый, во всех своих аспектах отражена в системе его субъективных представлений, важнейшим из которых является представление о «времени учебного взаимодействия». В исследовании приняли участие студенты разных направлений подготовки Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Эмпирические данные получены на основе специально разработанного нами Ориентировочного опросника.

   Результаты. В исследовании прослежен ряд тенденций психологического восприятия времени в контексте дидактической коммуникации. Время действует как конститутивное измерение человеческого опыта, которое существенно влияет на то, как люди осмысливают свой мир, свою образовательную активность, отношения в ней.

   Выводы. Респонденты в целом увязывают психологический комфорт с хорошо структурированным и регламентированным временем учебного взаимодействия. При этом концепт «комфортное время учебного взаимодействия» оказывается более операционализированным в сознании обучаемых, чем концепт «удобное для учебных занятий время». Учебное содержание у примерно трети респондентов от общей выборки ассоциируется с конкретным временем дидактической коммуникации. Наиболее частотно испытуемые упоминают «неоднозначные, контрастные» ощущения, ассоциирующиеся у них со временем учебного взаимодействия. Также восприятие времени учебного взаимодействия обнаруживает высокую динамичность, поскольку частотно упоминается практически каждая темпоральная модальность (при некотором преобладании в целом по выборке частоты упоминания модальности «будущего»).


Об авторе

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Россия

Петр Викторович Меньшиков, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра психологии развития и образования

248023; ул. Разина, 22/48; Калуга



Список литературы

1. Меньшиков П. В. Хронотопы дидактической коммуникации в современном ВУЗе // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 4. C. 756–765.

2. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В., Степанова О. П., Токарь О. В., Баженова Н. Г., Баженова Е. Д. Психология дидактической коммуникации: инновации конструктивистского подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Vol. 9 (3). P. 3121–3129. doi: 10.15372/PEMW20190324

3. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. Москва: Речь, 2000. 208 c.

4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии. Москва: Наука, 1988. 243 с.

5. Дерябина А. С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. 2010. Т. 2, № 12 (23). С. 73–76. URL: https://moluch.ru/archive/23/2449/ (дата обращения: 25. 06. 2024).

6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 352 с.

7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Москва: Наука, 2000. 243 с.

8. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности. Время жизни. Санкт-Петербург, 2001. 260 с.

9. Поликарпов В. А. Время в теории психического как процесса С. Л. Рубинштейна // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 3. С. 76–78.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с.

11. Vollmer H. J., Klette K. Pedagogical Content Knowledge and Subject Didactics – An Intercontinental Dialogue? // Didactics in a Changing World. Transdisciplinary Perspectives in Educational Research / Ligozat F., Klette K., Almqvist J. (eds.). Cham: Springer, 2023. Vol. 6. P. 17–33. doi: 10.1007/978-3-031-20810-2_2

12. Yalçın Y. Learner Characteristics and Competencies // Handbook of Open, Distance and Digital Education / Zawacki-Richter O., Jung I. (eds.). Singapore: Springer, 2023. Р. 902–929. doi: 10.1007/978-981-19-2080-6_51

13. Арпентьева М. Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 28–32.

14. Арпентьева М. Р. Разработка интегративной модели дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 3. С. 73–78.

15. Арпентьева М. Р., Гасанова Р. Р. Меньшиков П. В. Современная дидактическая коммуникация: психологические и педагогические проблемы обучения и воспитания / под ред. М. Р. Арпентьевой. Toronto: Altaspera Publishing, 2020. 451 с.

16. Меньшиков П. В. Психология учебного взаимодействия: монография. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 256 с.

17. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Критерии анализа стратегий дидактической коммуникации // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 97–107.

18. Barrios-Fernández A. Instruction time and educational outcomes // IZA World of Labor. 2023. June. Vol. 509. P. 1–12. DOI: 10.15185/izawol.509. https://wol.iza.org/uploads/articles/657/pdfs/instruction-time-and-educational-outcomes.pdf?v=1

19. Dominguez P., Ruffini K. Long-term gains from longer school days // Journal of Human Resources, 2021. No. 59 (2). P. 0419-10160R2. doi: 10.3368/jhr.59.2.0419-10160R2

20. Gabrieli C., Goldstein W. Time to Learn: How a New School Schedule Is Making Smarter Kids, Happier Parents & Safer Neighborhoods. New York: Jossey-Bass, 2008. 304 p.

21. Kraft M. A., Novicoff S. Time in School: A Conceptual Framework, Synthesis of the Causal Research, and Empirical Exploration // American Educational Research Journal. 2024. May 30. P. 1. doi: 10.3102/00028312241251857

22. Lavy V. Do differences in schools’ instruction time explain international achievement gaps? Evidence from developed and developing countries // Economic Journal. 2015. Vol. 125 (588). P. F397 – F424. doi: 10.1111/ecoj.12233

23. Mikulan P., Sinclair N. Time and Education. Time Pedagogy Against Oppression. New York; London: Bloomsbury Academic, 2023. 232 p.

24. Millot B., & Lane J. The Efficient Use of Time in Education // Education Economics, 2002. Vol. 10 (2). P. 209–228. doi: 10.1080/09645290210126922

25. Compton-Lilly C. Time in Education: Intertwined Dimensions and Theoretical Possibilities. New York: Garn Press, 2020. 110 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В. Психологические особенности восприятия времени в условиях дидактической коммуникации. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):694-701. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-15

For citation: Menshikov P.V. Psychological features of the perception of time in the conditions of didactic communication. Professional education in the modern world. 2024;14(4):694-701. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-15

Просмотров: 68

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)