Психологические особенности восприятия времени в условиях дидактической коммуникации
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-15
Аннотация
Введение. Статья посвящена частному аспекту проблемы психологического исследования процесса дидактической коммуникации.
В качестве центрального объекта исследования выступает субъективный образ учебного времени, возникающий у обучаемого в ходе дидактической коммуникации.
Постановка задачи. Проблема, обусловившая необходимость проведения исследования, заключается в недостаточной психологической проработанности конструкта «время учебного взаимодействия», что в практике преподавания приводит к снижению потенциала дидактической коммуникации.
Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составили отечественные представления школы А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности. Дидактическая коммуникация, в которую вступает обучаемый, во всех своих аспектах отражена в системе его субъективных представлений, важнейшим из которых является представление о «времени учебного взаимодействия». В исследовании приняли участие студенты разных направлений подготовки Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Эмпирические данные получены на основе специально разработанного нами Ориентировочного опросника.
Результаты. В исследовании прослежен ряд тенденций психологического восприятия времени в контексте дидактической коммуникации. Время действует как конститутивное измерение человеческого опыта, которое существенно влияет на то, как люди осмысливают свой мир, свою образовательную активность, отношения в ней.
Выводы. Респонденты в целом увязывают психологический комфорт с хорошо структурированным и регламентированным временем учебного взаимодействия. При этом концепт «комфортное время учебного взаимодействия» оказывается более операционализированным в сознании обучаемых, чем концепт «удобное для учебных занятий время». Учебное содержание у примерно трети респондентов от общей выборки ассоциируется с конкретным временем дидактической коммуникации. Наиболее частотно испытуемые упоминают «неоднозначные, контрастные» ощущения, ассоциирующиеся у них со временем учебного взаимодействия. Также восприятие времени учебного взаимодействия обнаруживает высокую динамичность, поскольку частотно упоминается практически каждая темпоральная модальность (при некотором преобладании в целом по выборке частоты упоминания модальности «будущего»).
Об авторе
П. В. МеньшиковРоссия
Петр Викторович Меньшиков, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра психологии развития и образования
248023; ул. Разина, 22/48; Калуга
Список литературы
1. Меньшиков П. В. Хронотопы дидактической коммуникации в современном ВУЗе // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 4. C. 756–765.
2. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В., Степанова О. П., Токарь О. В., Баженова Н. Г., Баженова Е. Д. Психология дидактической коммуникации: инновации конструктивистского подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Vol. 9 (3). P. 3121–3129. doi: 10.15372/PEMW20190324
3. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. Москва: Речь, 2000. 208 c.
4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии. Москва: Наука, 1988. 243 с.
5. Дерябина А. С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. 2010. Т. 2, № 12 (23). С. 73–76. URL: https://moluch.ru/archive/23/2449/ (дата обращения: 25. 06. 2024).
6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 352 с.
7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Москва: Наука, 2000. 243 с.
8. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности. Время жизни. Санкт-Петербург, 2001. 260 с.
9. Поликарпов В. А. Время в теории психического как процесса С. Л. Рубинштейна // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 3. С. 76–78.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с.
11. Vollmer H. J., Klette K. Pedagogical Content Knowledge and Subject Didactics – An Intercontinental Dialogue? // Didactics in a Changing World. Transdisciplinary Perspectives in Educational Research / Ligozat F., Klette K., Almqvist J. (eds.). Cham: Springer, 2023. Vol. 6. P. 17–33. doi: 10.1007/978-3-031-20810-2_2
12. Yalçın Y. Learner Characteristics and Competencies // Handbook of Open, Distance and Digital Education / Zawacki-Richter O., Jung I. (eds.). Singapore: Springer, 2023. Р. 902–929. doi: 10.1007/978-981-19-2080-6_51
13. Арпентьева М. Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 28–32.
14. Арпентьева М. Р. Разработка интегративной модели дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 3. С. 73–78.
15. Арпентьева М. Р., Гасанова Р. Р. Меньшиков П. В. Современная дидактическая коммуникация: психологические и педагогические проблемы обучения и воспитания / под ред. М. Р. Арпентьевой. Toronto: Altaspera Publishing, 2020. 451 с.
16. Меньшиков П. В. Психология учебного взаимодействия: монография. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 256 с.
17. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Критерии анализа стратегий дидактической коммуникации // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 97–107.
18. Barrios-Fernández A. Instruction time and educational outcomes // IZA World of Labor. 2023. June. Vol. 509. P. 1–12. DOI: 10.15185/izawol.509. https://wol.iza.org/uploads/articles/657/pdfs/instruction-time-and-educational-outcomes.pdf?v=1
19. Dominguez P., Ruffini K. Long-term gains from longer school days // Journal of Human Resources, 2021. No. 59 (2). P. 0419-10160R2. doi: 10.3368/jhr.59.2.0419-10160R2
20. Gabrieli C., Goldstein W. Time to Learn: How a New School Schedule Is Making Smarter Kids, Happier Parents & Safer Neighborhoods. New York: Jossey-Bass, 2008. 304 p.
21. Kraft M. A., Novicoff S. Time in School: A Conceptual Framework, Synthesis of the Causal Research, and Empirical Exploration // American Educational Research Journal. 2024. May 30. P. 1. doi: 10.3102/00028312241251857
22. Lavy V. Do differences in schools’ instruction time explain international achievement gaps? Evidence from developed and developing countries // Economic Journal. 2015. Vol. 125 (588). P. F397 – F424. doi: 10.1111/ecoj.12233
23. Mikulan P., Sinclair N. Time and Education. Time Pedagogy Against Oppression. New York; London: Bloomsbury Academic, 2023. 232 p.
24. Millot B., & Lane J. The Efficient Use of Time in Education // Education Economics, 2002. Vol. 10 (2). P. 209–228. doi: 10.1080/09645290210126922
25. Compton-Lilly C. Time in Education: Intertwined Dimensions and Theoretical Possibilities. New York: Garn Press, 2020. 110 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Меньшиков П.В. Психологические особенности восприятия времени в условиях дидактической коммуникации. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):694-701. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-15
For citation: Menshikov P.V. Psychological features of the perception of time in the conditions of didactic communication. Professional education in the modern world. 2024;14(4):694-701. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-15
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.