Формирование компетентности учителей-предметников в области проектирования личностно-ориентированного ЦОР на примере программы повышения квалификации
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-12
Аннотация
Введение. В системе образования остается актуальной проблема степени сформированности компетенности учителей-предметников в области проектирования личностно-ориентированных авторских ЦОР, а также разработки инструментов, позволяющих сделать это максимально эффективно. Одним из ресурсов для проектирования личностно-ориентированного ЦОР выбрана образовательная платформа «Степик» https://stepik.org/.
Постановка задачи. Цель статьи – определить текущее состояние программ повышения квалификации для учителей-предметников; какие компетенции необходимо повысить и какие для этого необходимы инструменты.
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало формирование компетенции учителей-предметников, которое осуществляется в процессе прохождения программ повышения квалификации, направленное на усовершенствование знаний, умений и навыков при проектировании личностно-ориентированных цифровых образовательных ресурсов.
Результаты. В ходе исследований проводился анализ практики разработки и применения открытого онлайн-курса повышения квалификации «Формирование компетентности учителя в области проектирования ЦОР». В исследовании приняли участие 105 слушателей курса. Комплекты оценочных средств включали по 30 вопросов, отражающих степень сформированности нескольких
общепрофессиональных компетенций. При прохождении тестов обучающие показали положительные результаты. Для обеспечения соответствия подготовки разработаны теоретические и методические подходы к формированию компетентности учителя-предметника и реализации возможностей информационных технологий в области проектирования личностно-ориентированных цифровых образовательных ресурсов.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный онлайн-курс является учебным материалом и одновременно платформой, на которой учителя-предметники могут проектировать собственные авторские ЦОР.
Об авторах
Г. А. КолосковаРоссия
Галина Александровна Колоскова, аспирант
101000; ул. Жуковского, 16; Москва
О. А. Козлов
Россия
Олег Александрович Козлов, доктор педагогических наук, профессор
101000; ул. Жуковского, 16; Москва
Список литературы
1. Ангелова О. Ю., Подольская О. Ю. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 2. С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 27. 08. 2020).
2. Owens J., De St. Croix T. Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68. P. 1–21. DOI: 10.1080/00071005.2019.1708863.
3. Козлов О. А. Развитие цифровой трансформации образования: российский и зарубежный опыт // Информатика: Проблемы, методы, технологии : материалы XXI Международной научно-методической конференции. Воронеж, 2021. С. 1704–1711.
4. Колоскова Г. А. Особенности проектирования личностно-ориентированного ЦОР для дистанционного обучения // Актуальные направления научных исследований: теория и практика : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2024. С. 49–52.
5. Готская И. Б. Массовые открытые онлайн курсы: опыт реализации, проблемы и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 4. С. 96–100.
6. Роберт И. В., Козлов О. А., Мухаметзянов И. Ш., Поляков В. П., Шихнабиева Т. Ш., Касторнова В. А. Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). С. 58–72.
7. Барышева И. В., Малкина Е. В., Козлов О. А. Дидактические проблемы организации учебного процесса в университете в условиях онлайн и офлайн обучения // Образовательное пространство в информационную эпоху : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 80–87.
8. Колоскова Г. А. Развитие профессиональных навыков учителя-предметника в области проектирования и применения в учебном процессе личностно-ориентированных ЦОР // Последние тенденции в области науки и образования : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2024. С. 82–85.
9. Kudashov V. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P., GrigorevaL.I., PfanenshtilI. I. A., Rakhinsky D. V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele Universitatii din Craiova – Seria Istorie. 2017. Т. 22, № 1. P. 139–147.
10. Musat R. P., Mineev V. V., Neskryabina O. F., Panasenko G. V., Maksimov S. V., Rakhinsky D. V. The artistic worldview in the context of sociocultural realia // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, № 23. P. 350–357.
11. Гладышев А. А., Гладышева А. А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3508–3519. doi: 10.15372/PEMW20200114
12. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. doi: 10.15372/PEMW20200104
13. Колоскова Г. А. Цифровая компетентность учителя информатики и его педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра : материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Казань, 2023. С. 360–362.
14. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583–592.
15. Трашкова С. М. Информационные технологии вобразовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 47–51.
16. Трашкова С. М., Рахинский Д. В. Образовательная политика и вопросы качества образования // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2012. С. 254–258.
17. Колоскова Г. А. Разработка открытых онлайн-курсов на платформе STEPIK // Востребованность научных исследований в образовании : сборник трудов молодых ученых / под ред. С. В. Ивановой, И. М. Елкиной. Москва, 2023. С. 9–20.
18. Яковлева И. В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2443–2450.
19. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1. С. 89–97.
20. Барышева И. В., Козлов О. Изменения методики изучения программирования студентами профильных специальностей в условиях дистанционной работы // Информатизация образования – 2021 : сборник материалов Международной научно-практической конференции к 85-летию со дня рождения Я. А. Ваграменко, к 65-летию ЛГТУ. Липецк, 2021. С. 67–75.
21. Jin J., Ball S. J. Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British Journal of the Sociology of Education. 2020. Vol. 41, № 1. P. 64–79. DOI: 10.1080/01425692.2019.1665496
22. Koutsouris G., Anglin-Jaffe H., Stentiford L. How well do we understand social inclusion in education? // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68, № 2. P. 179–196. DOI: 10.1080/00071005.2019.1658861
23. Федулина С. Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Pedagogica/4_141554.doc.htm (дата обращения: 27. 08. 2020).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Колоскова Г.А., Козлов О.А. Формирование компетентности учителей-предметников в области проектирования личностно-ориентированного ЦОР на примере программы повышения квалификации. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):667-674. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-12
For citation: Koloskova G.A., Kozlov O.A. Formation of the competence of subject teachers in the field of design of personality-oriented DLR by the example of advanced training program. Professional education in the modern world. 2024;14(4):667-674. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.