Изучение технических наук без границ: применяем навигатор по открытым образовательным ресурсам (ООР). Часть 2. Зарубежный опыт


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-10

Полный текст:




Аннотация

   Введение. В сети Интернет доступен значительный объем образовательной и научной технической информации, имеющей разное качество. Справиться с вызовами, связанными с ограниченным доступом к достоверной информации, содержащейся во Всемирной паутине, помогают открытые образовательные ресурсы и навигаторы, которые ориентируют в их поиске.

   Постановка задачи. Авторы ставят задачу определения роли ООР технических наук за рубежом и необходимость их включения в отраслевой «Навигатор по ООР технических наук» (далее – «Навигатор», http://lib-os.ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-techn-nauk /). Необходимо также рассмотреть опыт использования и возможности открытых образовательных
ресурсов в различных формах образования.

   Методика и методология исследования. Методология исследования предусматривает изучение и анализ зарубежных научных трудов, посвященных развитию движения открытых
образовательных ресурсов по техническим наукам, их роль и практическое применение в современной мировой образовательной системе.

   Результаты исследования. В статье проведен анализ опыта различных стран мира в использовании открытых образовательных ресурсов с целью улучшения доступа к обучающим материалам и повышения качества образования в области технических наук. Изучены подходы к использованию открытых образовательных ресурсов в различных образовательных формах.

   Выводы. Открытые образовательные ресурсы открывают возможности для улучшения качества образования и решения ряда ключевых задач в системе образования. Материалы разработанного «Навигатора» будут полезны студентам, преподавателям, аспирантам, специалистам и научным сотрудникам сферы технических наук, а также всем, кто заинтересован в самообразовании.


Об авторе

Л. Л. Садовская
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Россия

Лариса Леонидовна Садовская, младший научный сотрудник, заведующий Отделом

Отдел научных исследований открытой науки; Отдел справочно-информационного обслуживания

630102; ул. Восход, 15; Новосибирск



Список литературы

1. Butcher N. A government policy development template to progress effective implementation of open educational resources (OER) // UNESCO. 2012. URL: https://iite.unesco.org/files/news/639165/OER_CountryPolicyDevelopmentTemplate_ru.pdf/ (дата обращения: 02. 12. 2023).

2. Садовская Л. Л. Изучение технических наук без границ: применяем навигатор по открытым образовательным ресурсам. Часть 1. Российский опыт // Профессиональное образование в современном мире. 2024. Т. 14, № 3. С. 491–501. doi: 10.20913/2618-7515-2024-3-13

3. 40-я сессия Генеральной конференции // UNESCO. 2019. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000370936_rus. (дата обращения: 13. 05. 2024).

4. Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Мифтахутдинова Л. Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 136–143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-obrazovanie-v-tsifrovom-mire (дата обращения: 02. 12. 2023).

5. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO: руководство / Э. Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д. Р. Бродер; под ред. А. Чучалина; пер. с англ. С. Рыбушкиной. Москва: Высшая школа экономики, 2015. 504 с.

6. Подлесный С. А. Обеспечение качества инженерного образования в условиях новой индустриализации России // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 16. С. 214–219.

7. Faqihi B., Daoudi N., Ajhoun R. Design of an Intelligent Educational Resource Production System // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2018. № 13 (12). Р. 4–18. doi: 10.3991/ijet.v13i12.8914

8. Alvarez-Caldas C. et al. Educational Resources for Self-learning of Descriptive Geometry. In: García-Prada, J., Castejón, C. (Eds) New Trends in Educational Activity in the Field of Mechanism and Machine Theory // Mechanisms and Machine Science. Springer, Cham. 2019. Vol. 64. doi: 10.1007/978-3-030-00108-7_21

9. Walker J. et al. Developing a pedagogical photoreal virtual environment to teach civil engineering // Interactive Technology and Smart Education. 2020. Vol. 17, № 3, P. 303–321. doi: 10.1108/itse-10-2019-0069.

10. Rios N., Payares D., Meza A., Hernаndez J. D., & Baldiris, S. Robotik@, a strategy to motivate students to choose engineering careers // Ingeniería e Innovación. 2018. № 6 (1). P. 7–12. doi: 10.21897/23460466.1533

11. Долгалева Я. А., Мищенко П. Е. Цифровые образовательные практики студентов в условиях локдауна // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. P. 195–205. doi: 10.20913/2618-7515-2021-1-9

12. Малыгин Е. Н., Краснянский М. Н., Карпушкин С. В., Мокрозуб В. Г. Применение распределенных информационных и технических ресурсов в открытом дистанционном инженерном образовании // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. № 8 (4). C. 689–698.

13. Cross J. Informal learning: Rediscovering the natural pathways that inspire innovation and performance. John Wiley & Sons, 2011. 320 р.

14. Весна Е. Б. и др. Использование онлайн-курсов и виртуальных лабораторий в инженерном образовании // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе – 2017. Екатеринбург, 2017. С. 85–91.

15. Olcott Don. New Pathways to Learning: Leveraging the Use of OERs to Support Non-formal Education. In: Informalisation of Education // Universities and Knowledge Society Journal (RUSC). 2013. Vol. 10, no. 1, P. 327–344. UOC. doi: 10.7238/rusc.v10i1.1562 (дата обращения: 20. 12. 2023).

16. Zainuddin N., Idrus R. M., Jamal A. F. M. Moodle as an ODL teaching tool: A Perspective of Students and Academics // The Electronic Journal of e-Learning. 2016. Vol. 14, Issue 4. P. 282–290. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1120628.pdf (дата обращения: 15. 02. 2024).

17. Хасанова Г. Ф., Шагеева Ф. Т., Иванов В. Г. Групповая проектная деятельность студентов как средство подготовки инновационных инженеров в исследовательском университете // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 23. С. 489–492.

18. Khodadadi A. Open educational resources in structural engineering education // Proceedings of IASS Annual Symposia // International Association for Shell and Spatial Structures (IASS). 2022. Vol. 2022, no.12. P. 1–11.

19. Ребрин О. И., Шолина И. И. Инженерная дидактика. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2021. 131 с.

20. Lanham J., Howard Y., Drew B. and Johns D. STEM@1000mph: Developing Open Educational Resources in a Live Engineering Project // Journal of Interactive Media in Education. 2013. № 3. P. Art. 19. doi: 10.5334/2013–19

21. Павличева Е. Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9, № 3. С. 50–55. 4. DOI: 10.46548/21vek-2020-0952-0008

22. Abdu A. H. Where Are We on the Map? The State of Open Educational Resources (OER) in Africa // Using Open Educational Resources to Promote Social Justice Publisher: Association of College and Research Libraries A division of the American Library Association. 2023. Р. 183–197. https://www.academia.edu/107639810/Where_Are_We_on_the_Map (дата обращения: 09. 12. 2023).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Садовская Л.Л. Изучение технических наук без границ: применяем навигатор по открытым образовательным ресурсам (ООР). Часть 2. Зарубежный опыт. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):647-654. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-10

For citation: Sadovskaya L.L. Studying technical sciences without borders: We use the navigator for open educational resources. Part 2. Foreign experience. Professional education in the modern world. 2024;14(4):647-654. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-10

Просмотров: 112

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)