Студенческое инициативное бюджетирование в контексте повышения финансовой доступности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-9
Аннотация
Введение. Трансформация стратегии повышения финансовой доступности ставит новые задачи по формированию и развитию экосистемы на базе интегрируемых ресурсов образовательных организаций. В настоящее время практики партисипаторного (инициативного) бюджетирования как одного из новых механизмов системы общественных финансов, прямого участия граждан, получателей общественных благ в бюджетном процессе получают стремительное развитие. Складывающийся опыт бюджетирования на основе общественного участия, являющийся одним из направлений Минфина России, имеет свои особенности для повышения прозрачности и доступности информации об управлении общественными (государственными и муниципальными) финансами и большой потенциал для вовлечения студенческой молодежи в обсуждение и принятие решений по вопросам внутривузовского значения. Запуск в сентябре 2024 г. пилотного проекта в России по внедрению в определенных университетах студенческого инициативного бюджетирования формирует новую модель эффективного использования гражданских инициатив студентов для повышения не только эффективности планирования и расходования бюджета вуза, проектов общественных финансов, но и финансовой грамотности и гражданской идентичности молодежи через саморазвитие.
Постановка задачи. Автор подчеркивает исключительную роль и большое значение студенческого инициативного бюджетирования в свете компетентностного подхода, отвечающего современной парадигме высшего образования. Формирование финансовой культуры молодежи как фундамента для обеспечения в будущем полноценной социальной реализации составляет предметное поле научного исследования, что включает в себя методики стимулирования молодежи к саморазвитию в соответствующей области, инструментарий вовлечения молодежи в проекты, подразумевающие формирование компетенций и навыков в деятельностном формате.
Методика и методология исследования. Вопросы инициативного бюджетирования недостаточно освещены в научной литературе в силу инновационности практики, проекцию на студенческий сегмент предметно можно будет обсуждать после получения первых результатов пилотного проекта в 55 вузах в 41 субъекте РФ (два из которых в Новосибирской области – Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ) и Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ).
Результаты. НГУЭУ как предпринимательский вуз имеет большой опыт проектной работы, кроме того, является флагманом в образовательной среде по организации проектов по финансовой грамотности, инициатором проведения Всероссийского финансового диктанта, соучредителем Дома финансового просвещения Новосибирской области. Студенческое инициативное бюджетирование в НГАУ – пилотном вузе в регионе по этому направлению, имеющем особенности студенчества как социальной группы, – может рассматриваться не только как способ удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей обучающихся в вузах, но и как инструмент повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста и способ взаимодействия обучающегося с социальной действительностью в условиях перспектив аграрного сектора экономики, влияющего на развитие сельских территорий и финансовой доступности.
Выводы. Благодаря студенческому инициативному бюджетированию можно усилить открытость вузов для партнерства, в первую очередь нацеленных на социальное предпринимательство. Межвузовское партнерство и вовлечение преподавателей, сотрудников, заинтересованность администраций вузов в общей задаче, способствуют формированию влиятельного корпоративного
университетского сообщества в регионе.
Об авторе
Ю. В. БабинаРоссия
Юлия Васильевна Бабина, кандидат экономических наук, доцент
кафедра маркетинга, рекламы и связи с общественностью
630099; ул. Каменская, 52/1, каб. 5–406/1 (5 корпус); Новосибирск
Список литературы
1. Шуклина Е. А. Партисипаторные исследования: методология, методика, опыт применения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 18–34.
2. Вагин В. В., Тимохина Е. А. и др. 25 Вопросов об инициативном бюджетировании : учебное пособие. Москва: Т8 Издательские технологии, 2017. 46 с.
3. Вагин В. В., Кугуелова И. А., Кураколов М. В., Паксиваткина В. А., Петрова И. В., Титов Э. А., Филиппова Н. М., Шаповалова Н. А., Шатохин Д. А. 72 вопроса об инициативном бюджетировании. Москва, 2023. 117 c.
4. Хачатрян Г. Н., Гаврилова Н. В., Шульга И. Е., Сухова А. С. Практики партисипаторного бюджетирования в малых городах / под общ. ред. И. Е. Шульги. Москва: Алекс, 2020. 88 с.
5. Хачатрян Г. Н., Шульга И. Е., Сухова А. С. Практики партисипаторного бюджетирования в больших городах / под общ. ред. И. Е. Шульги. Москва: Алекс, 2020. 106 с.
6. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях / Минфин России. Москва. 2023. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/09/main/0609_Doklad_2023_.pdf (дата обращения: 15. 09. 2024).
7. Портал «Мои финансы». URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/?ysclid=m1a2h9hw55583802837 (дата обращения: 15. 09. 2024).
8. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24. 10. 2023. № 2958-р). URL: http://static.government.ru/media/files/FJj6iZ8geL94xUACfr2s32ZQoUgqP7fd.pdf (дата обращения: 15. 09. 2024).
9. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Правительству Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759 (дата обращения: 15. 09. 2024).
10. Шатохин Д. А. О значении студенческого инициативного бюджетирования в системе образования, воспитания, молодежной политики. Нормативные основы запуска моделей инициативного бюджетирования. Материалы НИФИ Минфина России. URL: https://app-dev.xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/storage/64810/satoxin-110924.pdf (дата обращения: 15. 09. 2024).
11. Запуск студенческого инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Материалы НИФИ Минфина России. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/2024/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%90.pdf (дата обращения: 15. 09. 2024).
12. Бабина Ю. В. Надпрофессиональные компетенции: операционализация понятия в контексте парадигмы современного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 3. С. 528–538.
13. Финансовая доступность. URL: https://cbr.ru/develop/development_affor/ (дата обращения: 15. 06. 2024).
14. Бабин В. Н., Бабина Ю. В. Качество образования в свете компетентностной парадигмы развития высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1489–1497.
15. Бабина Ю. В. Культура саморазвития в контексте гражданской идентичности молодежи // Социальные практики и управление: проблемное поле социологии : материалы VI Сибирского социологического форума с международным участием (Новосибирск, 27 октября 2023 г.). Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2023. С. 159–163.
16. Кетова Л. П. Провал идеи превращения сельских жителей в участников реализации комплексной программы развития сельских территорий // Право и государство: теория и практика. 2023. № 12 (228). С. 290–294.
17. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 02 февраля 2015 г. № 151-р). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/2844094b7ba6e57e91fd5bb036ee91d9f6727238/ (дата обращения: 15. 06. 2024).
18. Фадейкина Н. В., Морозова О. В. Инициативное бюджетирование в системе общественных финансов : учеб. пособие. Новосибирск: НГУЭУ, 2021. 207 с.
19. Бабин В. Н., Бабина Ю. В., Шибеко А. Э. Качество аграрного образования в свете компетентностной парадигмы развития высшей школы // Техническое обеспечение инновационных технологий в сельском хозяйстве : сборник научных статей Международной научно-практической конференции (Минск, 26–27 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2020. С. 553–561.
20. Бабин В. Н., Бабина Ю. В. Финансовая доступность для людей с инвалидностью: от нормативно-правовой основы к адаптации системы профессиональной подготовки специалистов финансового рынка // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2539–2548.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бабина Ю.В. Студенческое инициативное бюджетирование в контексте повышения финансовой доступности. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):633-646. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-9
For citation: Babina Y.V. Student initiative budgeting in the context of increasing financial inclusion. Professional education in the modern world. 2024;14(4):633-646. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-9
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.