Стресс инноваций и устойчивость образовательных систем и субъектов образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-6
Аннотация
Введение. Несмотря на самоочевидность того, что инновации порождают стрессы для всех субъектов образования, являются потенциальными источниками дидактогений (психологических нарушений, возникающих в результате травм, нанесенных деформированными образовательными отношениями), исследований в этой области крайне мало.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ места стресса инноваций в системе проблем устойчивости современного образования и его субъектов. Новизна исследования связана с разработкой авторской интегративной концепции стресса инноваций в образовании.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез актуальных проблем устойчивости современного образования и его субъектов в контексте представления о стрессах инноваций. В работе представлена попытка системного осмысления современного состояния исследований стресса инноваций в образовании и обеспечении его устойчивости по отношению к негативным результатам реформ и к иным угрозам.
Результаты. Чтобы уменьшить стресс и травмы, возникающие в ситуации образовательных инноваций, нужна направленная, развернутая, осознанная работа со всеми субъектами образования по предвосхищению, осознанию и рефлексии опыта инноваций в их жизни в целом и образовании в частности.
Выводы. Профилактика и коррекция стрессов инноваций связана с развитием прогнозирующих и антипационных способностей человека, наличие направленных усилий индивида и организации к предвосхищению и прогнозированию перемен помогает людям и учреждениям справляться с ними намного успешнее, использовать периоды кризисов для освобождения от деструктивных, но устойчивых в обычном состоянии аспектов их деятельности и развивать и формировать новые, конструктивные формы деятельности и отношений.
Ключ. слова
Об авторах
Г. В. ВалееваРоссия
Галина Валерьевна Валеева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра валеологии и биомедицинских дисциплин
454080; пр. Ленина, 69; Челябинск
Е. В. Кривотулова
Россия
Елена Владимировна Кривотулова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра педагогики и педагогической психологии
394018; Университетская площадь, 1; Воронеж
М. Р. Арпентьева
Россия
Мариям Равильевна Арпентьева, доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент, Российская академия естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник
факультет социальных наук и массовых коммуникаций; факультет «Высшая школа управления»
125993; ГСП-3, Ленинградский проспект, 49; Москва
Список литературы
1. Zajda J., Rust V. Globalisation and comparative education. Dordrecht, Springer, 2021. 400 p.
2. Гаврильева Т. Н., Сугимото А., Фуджи М, Яманака Р., Павлов Г. Н., Кириллин Д. А. Устойчивое развитие университетов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 52–65. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65
3. Yatsenko M. P., Melnikova T. V., Leopa A. V., Gorodishcheva A. N., Stumpf S. P., Rakhinsky D. V. Sustainable development and perspectives of universalistic trends in the modern world // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, № 3. P. 212–222.
4. Мальцева Н. Н. Современные проблемы образования на фоне пандемии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 6. С. 41–43.
5. Урусова Л. Х. Современное образование в период пандемии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 3. С. 50–54.
6. UNICEF. The State of the World’s Children 2021 // UNICEF. October 2021. Р. 1. URL: https://data.unicef.org/resources/sowc-2021-dashboard-and-tables/ (accessed 12. 21. 2024).
7. Арпентьева М. Р., Гайдар К. М., Кунаковская Л. А. Стресс инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4331–4346.
8. Арпентьева М. Р., Тащева А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4130–4145.
9. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Проблема стресса инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 61–73.
10. Тащёва А. И., Арпентьева М. Р., Гриднева С. В. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 63–76.
11. Aksarina I. Y., Dossayeva S. K., Kosov A. V., Stepanova G. A., Akentyeva I. Y., Brovkina S. N., Kozhedyorov A. I., Arpentieva M. R., Khoteeva R. I., Kassymova G. K. Foresight innovations in educational systems in the BRICS countries // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan 2019. Vol. 4 (380). P. 123–131.
12. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Muller O. Yu., Anufrieva N. V., Arpentieva M. R., Lavrinenko S. V., Dossayeva S. K. Innovation in education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019a. Vol. 5, № 381. P. 11–18. doi: 10.32014/2019.2518–1467.130
13. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Stepanova O. P., Goroshchenova O. A., Gasanova R. R., Kulakova A. A., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Dossayeva S. K., Garbuzova G. V. Stress of the innovation and innovation in education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019b. Vol. 6, № 382. P. 288–300. doi: 10.32014/2019.2518–1467
14. Kassymova G. K., Aksarina I. Y., Demchuk A. V., Stepanova G. A., Aksarina Y. S. Bogach M. A., Brovkina S. N., Kosov A. V., Arpentieva M. R., Dossayeva S. K. Foresight and the role of innovation in the development of Russian education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019c. Vol. 4 (380). P.93–101. doi: 10.32014/2019.2518–1467.96.
15. Posypanova O., Menshikov P., Demchuk A., Sibagatullina A., Kraynova E., Kosov A. and Arpentieva M. Environmental friendliness of educational innovations and agency of consumption of educational services // E3S Web of conferences. 2021. Vol. 184, № 9004. Р. 1–12. doi: 10.1051/e3sconf/
16. Bowen Br. D. Lessons from anticipatory intelligence // Thurston T. N., Lundstrom K., González C. (Eds.). Resilient pedagogy: Practical teaching strategies to overcome distance, disruption, and distraction. Utah, USA, Utah State University, 2021. P. 93–114. doi: 10.26079/a516-fb24
17. Rеhn A. Innovation for the Fatigued: How to Build a Culture of Deep Creativity. New York: Kogan Page Publishers, 2019. 224 p.
18. David J. L., Cuban L. Cutting Through the Hype. Harvard, Harvard Education Press, 2010. 220 p.
19. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Цифровизация и проблемы современного российского образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 3 (55). С. 16–27.
20. Арпентьева М. Р. Сценирование развития // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 50–60.
21. Kerbel J. Coming to terms with anticipatory intelligence. War on the Rocks. 2019. August 13. Р. 1. URL: https://warontherocks.com/2019/08/coming-to-terms-with-anticipatory-intelligence/ (accessed 12. 21. 2024).
22. Office of the Director of National Intelligence [ODNI]. (2019 a). Worldwide threat assessment of the US Intelligence Community (Rep.). United States of America: National Intelligence, 29 January 2019, 42 р. https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/2019-ATA-SFR–SSCI.pdf (accessed 12. 21. 2024).
23. Office of the Director of National Intelligence [ODNI]. (2019 b). National intelligence strategy of the United States of America (Rep.). United States of America: National Intelligence, 2019. 36 р. URL: https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/National_Intelligence_Strategy_2019.pdf?utm_source=Press%20Release&utm_medium=Email&utm_campaign=NIS_2019 (accessed 12. 21. 2024)
24. Schneier B. Beyond fear. Thinking Sensibly About Security in an Uncertain World. New York, Springer, Copernicus, 2006. 304 р.
25. Caton Gr. The Joys of Psychopathocracy. Cuenca, Ecuador, Alpha Omega Labs, Herbologics, Ltd., 2017. 372 p.
26. Пинкер С. Лучшее в нас. Москва: Альпина нон-фикшн, 2021. 952 с.
27. Sahlins M. What Kinship Is And Is Not. Chicago, The University of Chicago Press, 2014.120 p.
28. Sahlins M. The New Science of the Enchanted Universe. Princeton: Princeton University Press, 2022. 208 p.
29. Azevedo J. P., Gutierrez M., de Hoyos R., Saavedra J. The Unequal Impacts of COVID-19 on Student Learning // Primary and Secondary Education During Covid-19 / Reimers F. M. (eds.). Cham, Springer, 2022. P. 421–459. doi: 10.1007/978-3-030-81500-4_16
30. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва, АСТ: Астрель, 2010. 672 с.
31. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2020. № 2. С. 4–23.
32. Макаренко А. С. Марш тридцатого года. Москва: Просвещение, 1988. 288 с.
33. Айснер Л. Ю., Наумов О. Д. Soft skills в системе современного высшего образования: теоретические аспекты и практические проблемы реализации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 29. С. 27–30.
34. Fraley E. US security threatened by solar storm impacts on earth and space-based technologies. CAI Student Research Reports. Logan, Utah, USA: Utah State University, Center for Anticipatory Intelligence, 2020. 20 р. URL: https://www.usu.edu/cai/student-research/studentpaper-fraley (accessed 12. 21. 2024).
35. Информатизация общества: социологический анализ / ответ. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, Зебра, 2016. 320 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Валеева Г.В., Кривотулова Е.В., Арпентьева М.Р. Стресс инноваций и устойчивость образовательных систем и субъектов образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):604-612. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-6
For citation: Valeeva G.V., Krivotulova E.V., Arpentieva M.R. Stress of innovation and sustainability of educational systems and subjects of education. Professional education in the modern world. 2024;14(4):604-612. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-6
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.