Medical Humanities – вектор трансформации медицинского образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-3

Полный текст:




Аннотация

   Введение. В статье рассматривается гуманитаризация медицинского образования как способ преодоления противоречий между биомедицинской парадигмой современной медицины, медицинского образования и необходимостью развития пациенто-ориентированного подхода.

   Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании необходимости включения Medical Humanities в современное медицинское образование, что предполагает конкретизацию понимания Medical Humanities и уточнение последствий отказа от доминирующей объективистской парадигмы в медицинском образовании.

   Методика и методология исследования. Для достижения поставленной задачи применяются общенаучные методы исторической реконструкции, сравнительного анализа, отдельные методы компаративистского анализа, элементы индуктивных рассуждений, а также анализ правовых документов.

   Результаты. Определено, что цифровизация в области медицины усиливает биомедицинскую парадигму, что не всегда соотносится с пациенто-ориентированным подходом, а также с изменением общетеоретической парадигмы понимания человека. Обосновано, что выходом из сложившейся ситуации является включение Medical humanities в подготовку медицинских работников. Необходимость этого связана с пересмотром взаимоотношений «врач – пациент», формированием профессиональной идентичности медицинского работника, формированием «сострадательных ценностей» «просвещенного врача», развитием необходимых когнитивных навыков и многим другим.

   Выводы. Включение и расширение Medical Humanities в медицинском образовании формирует навыки пациенто-ориентированного подхода и тем самым позволяет минимизировать негативные последствия биомедицинской парадигмы современной медицины.


Об авторе

Э. В. Барбашина
Новосибирский государственный медицинский университет; Институт философии и права СО РАН
Россия

Эвелина Владимировна Барбашина, доктор философских наук, заведующая кафедрой, профессор

кафедра философии; отдел аспирантуры

630075; ул. Медкадры, 6; 630090; ул. Николаева, 8; Новосибирск



Список литературы

1. Evans M. Reflections on the humanities in medical education // Medical education. 2002. Vol. 36, no. 6. P. 508–513. doi: 10.1046/j.1365–2923.2002.01 225.x

2. Гребенюк А. Ю. Топ-10 цифровых решений в медицине и здравоохранении. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2002. URL: https://issek.hse.ru/news/691544400.html (дата обращения: 15. 11. 2024).

3. Заболотная Н. В., Гатилова И. Н., Заболотный А. Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития // Экономика. Информатика. 2020. № 47 (2). С. 380–389.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info (дата обращения: 15. 11. 2024).

5. Об утверждении Концепции предикативной, превентивной и персонализированной медицины : приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2018 г. № 186. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71847662/ (дата обращения: 15. 11. 2024).

6. Dana C. L. Medicine and the humanities // Annals of medical history. 1922. Vol. 4, no. 1. P. 328–335.

7. Peabody F. W. The care of the patient // JAMA. 1927. Vol. 88, no. 12. P. 877–882. DOI: 10.1001/jama.1984.03350060057032

8. Sarton G. Humanism versus Grammar // Isis. 1936. Vol. 25, no. 1. P. 6–8.

9. Мухамедова З. М. Интеграция гуманитарных наук в медицинское образование // Journal of Health Development. 2019. Vol. 1, no. 30. P. 38–45.

10. Stempsey W. E. Medical humanities and philosophy: is the universe expanding or contracting? // Medicine, health care and philosophy. 2007. Vol. 10. P. 373–383. doi: 10.1007/s11019-007-9080-4

11. Барбашина Э. В. Трансформация «нарратива» в социально-гуманитарном познании // Сибирский философский журнал. 2023. № 21 (2). C. 71–80. doi: 10.25205/2541-7517-2023-21-2-71-80

12. Holmgren L., Fuks A., Boudreau D., Sparks T., Kreiswirth M. Terminology and praxis: clarifying the scope of narrative in medicine // Literature and medicine. 2011. Vol. 29. P. 246–273. doi: 10.1353/lm.2011.0323

13. Михальченко Д. В., Фирсова И. В., Седова Н. Н. Социологический портрет медицинской услуги. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2011. С. 5.

14. Бескаравайная Т. Об удовлетворенности медицинской помощью в системе ОМС сообщили почти 40 % россиян // Медвестник. 2023. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Ob-udovletvorennosti-medicinskoi-pomoshu-v-sisteme-OMS-soobshili-pochti-40-rossiyan.html (дата обращения: 15. 11. 2024).

15. Verducci S. A conceptual history of empathy and a question it raises for moral education // Educational theory. 2000. Vol. 50, no. 1. P. 63–80. doi: 10.1111/j.1741–5446.2000.00063.x

16. Goetz J. L., Keltner D., Simon-Thomas E. Compassion: an evolutionary analysis and empirical review // Psychological bulletin. 2010. Vol. 136. P. 351–374.

17. Proctor R. E. Defining the humanities: how rediscovering a tradition can improve our schools. Bloomington: Indiana University Press, 1988. 272 p.

18. Shapiro J. Whither (Whether) medical humanities? The future of humanities and arts in medical education // Journal for learning through the arts. 2012. Vol. 8, no. 1. doi: 10.21977/D98111796

19. Schwarz A. W., Abramson J. S., Wojnowich I., Accordino R., Ronan E. J., Rifkin M. R. Evaluating the impact of the humanities in medical education // Mount Sinai journal of medicine. 2009. Vol. 76. P. 372–380. doi: 10.1002/msj.20126


Дополнительные файлы

Для цитирования: Барбашина Э.В. Medical Humanities – вектор трансформации медицинского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(4):578-584. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-3

For citation: Barbashina E.V. Medical Humanities – vector of transformation of medical education. Professional education in the modern world. 2024;14(4):578-584. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-4-3

Просмотров: 77

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)