Влияние функциональной асимметрии мозга на потребление психоактивных веществ подростками Южно-Сибирских регионов: стратегии профилактики


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. Функциональную асимметрию мозга необходимо учитывать в комплексе других предрасполагающих факторов, которые оказывают влияние на склонность к разного рода девиациям у подростков, в частности к потреблению психоактивных веществ.
Постановка задачи. Цель исследования – изучение взаимосвязи функциональной асимметрии мозга и потребления психоактивных веществ (алкоголя, никотина) у подростков Южно-Сибирских регионов (Тува, Алтай).
Методика и методология исследования. Обследованы 2 559 подростков в возрасте 14–17 лет, учащиеся общеобразовательных учреждений. Все учащиеся заполнили специально разработанный опросник на предмет употребления ими психоактивных веществ. Изучена моторная, сенсорная и психическая асимметрия. Применtн тест «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста Г. Айзенка в интерпретации О. В. Зикеевой. Статистический анализ проводился в программе SPSS-26.
Результаты. Показано, что у правополушарных подростков достоверно больше выражены тревожность, фрустрация и ригидность, свидетельствующие о нарушении социальной адаптации и предрасполагающие к потреблению психоактивных веществ, что косвенно подтверждает влияние функциональной асимметрии мозга. Правополушарные подростки больше уязвимы в отношении никотина и алкоголя.
Выводы. Полученные результаты позволяют обосновать стратегии профилактики, которые должны учитывать функциональную асимметрию мозга целевой аудитории.


Об авторах

М. Г. Чухрова
Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия

Чухрова Марина Геннадьевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии и истории псиологии

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52



С. В. Пронин
Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия

Пронин Сергей Владимирович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии; доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения

630126, г. Новосибирск, 28

630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52



B. B. Собольников
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Собольников Валерий Васильевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и истории психологии

630126, г. Новосибирск, 28

630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52



C. Д. Куулар
Тувинский государственный университет
Россия

Куулар Сырга Дадар-ооловна – медицинский психолог, аспирант

667000, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36



Список литературы

1. Кривощеков С. Г, Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершённых адаптаций (Научная монография). Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1998. 100 с.

2. Хаснулин В. И., Собольников В. В., Хаснулина А. В. Психосоматические ограничения временного пребы- вания человека в условиях северного стресса // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. № 1. январь-март 1997 г. с. 29–34.

3. Разумникова О. М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. 272 с.

4. Jager G., Postma A. On the hemispheric specialization for categorical and coordinate spatial relations: a review of the current evidence // Neuropsychologia. 2003. V. 41. № 4. P. 504–515.

5. Vallortigara, G. The evolutionary psychology of left and right: costs and benefits of lateralization [Текст] / G. Vallortigara // Dev. Psychobiol. 2006. Vol. 48. P. 418–427.

6. Хаснулин В. И., Хаснулина А. В. Особенности психоэмоционального стресса у жителей регионов Севера и Сибири с дискомфортным климатом // Мир науки, культуры, образования, 2012, № 5 (36). с. 32–36.

7. Потапов А. С. Психологическое обоснование системы обучения с учётом латеральной асимметрии полушарий головного мозга. – Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук. М., 2002. 40 с.

8. Собольников В. В. Межэтноконфессиональные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологической анализ: монография. Новосибирск: 2003. 279 с.

9. Наследов А. Н31 IBM SP SS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. – Спб.: Питер, 2013. 416 с.

10. Maddocks DLS. Cognitive and achievement characteristics of students from a national sample identified as potentially twice exceptional (gifted with a learning disability). Gifted Child Quarterly. 2020; 64 (1): 3–18. doi: 10.1177/0016986219886668

11. Ziemann, Ulf. Stimulation-Induced Within-Representation and AcrossRepresentation Plasticity in Human Motor Cortex [Текст] / Ulf. Ziemann, G. F. Wittenberg, L. G. Cohen // The J. of Neuroscienqe. 2002. Vol. 22. В. 13. P. 228–36.

12. 0ldfield R. C. The assessment and analysis of handedness: the Edinburgh inventory// Neuropsychologia. 1971. V. 1. P. 97–113.

13. Леутин В. П., Кривощеков С. Г., Чухрова М. Г. Связь употребления алкоголя с особенностями функциональной асимметрии мозга тувинцев // Физиология человека, 1999, № 3 том 25. – с. 67–70.

14. Papadatou-Pastou, М., Ntolka, Е., Schmitz, J., Martin, М., Munafo, М. R., Ocklenburg, S., & Paracchini, S. (2020). Human handedness: A metaanalysis. Psychological Bulletin, 746 (6), 481–524. https://doi.Org/10.1037/bul0000229

15. Uylings, H. B. M. Left-right asymmetry in volume and number of neurons in adult Broca’s area [Текст] / H. B. M. Uylings et al. // Cortex. 2006. Vol. 42 P. 652–658.

16. Tomasi, D., Volkow, N. D. Associations between handedness and brain functional connectivity patterns in children. Nat Commun 15, 2355 (2024). https://doi.ora/10.1038/s41467-024-46690‑l

17. Hodgson JC, Hudson JM. Speech lateralization and motor control. Prog Brain Res. 2018; 238: 145–178. doi: 10.1016/ bs.pbr.2018.06.009

18. Callinan S. et al. The impact of handedness on health risk behaviours and socio-economic outcomes / / Personality and Individual Differences Volume 187, March 2022.

19. Anomal RF, Brandao DS, Porto SB, de Oliveira SS, de Souza RFL, Fiel JS, et al. The role of frontal and parietal cortex in the performance of gifted and average adolescents in a mental rotation task. PLoS One. 2020; 15 (5): e0232660. doi: 10.1371/journal. pone.0232660

20. Kalbfieisch ML, Gillmarten C. Left brain vs. right brain: Findings on visual spatial capacities and the functional neurology of giftedness. Roeper Review. 2013; 35 (4): 265–275. doi: 10.1080/02783193.2013.829549


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чухрова М.Г., Пронин С.В., Собольников B.B., Куулар C.Д. Влияние функциональной асимметрии мозга на потребление психоактивных веществ подростками Южно-Сибирских регионов: стратегии профилактики. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):532–540. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-17

For citation: Chukhrova M.G., Pronin S.V., Sobolnikov V.V., Kuular S.D. The effect of functional asymmetry of the brain on the consumption of psychoactive substances by adolescents in South Siberian regions: prevention strategies. Professional education in the modern world. 2024;14(3):532–540. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-17

Просмотров: 52

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)