Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Часть 1. Исследовательская проблема эмоционально-нравственного развития личности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-16
Аннотация
Введение. Актуальность исследовательской проблемы состоит в том, что в психологической науке некоторые теоретики, занимающиеся изучением эмоций, считают, что состояния эмоционального переживания неизменны. Поскольку принципы неизменности и постоянства эмоциональных переживаний имеют большое значение для понимания сознания, важной разновидностью которого у человека являются эмоции, так как именно они влияют на его перцептивные и когнитивные процессы и поведение.
Постановка задача. Существуют особые классы эмоциональных явлений, такие как настроение, чувства, которые проявляются общим фоном происходящих событий и сохраняются по их завершении. Именно такие фоновые переживания – основа исследовавших в работе эмоциональных оценок. Нравственно-эстетические переживания, связанные с искусством, познанием человека через искусство, обеспечивают его развитие как субъекта нравственных отношений к другим людям и самому себе, способствуют изменениям его нравственного опыта и личностных (в том числе эмоциональных) особенностей.
Методика и методология исследования основаны на изучении философской, социологической, психологической и педагогической научно-методической литературы, что дало возможность разработать концепцию психологических основ. Результаты. Наше исследование носит обучающий характер управления эмоциями и чувствами. Представлено в динамике развитие результатов нашего исследования эмоциональных состояний личности, ее переживаний по авторским методикам в форме ведения эмоционального дневника с 1997 г., способствующего саморазвитию личности как компонента личностной зрелости.
Выводы. Практическая ценность исследования в рамках общей психологии заключается не только в том, что определены основные направления оптимизации процесса эмоционально-нравственного развития личности, обоснованы рекомендации по совершенствованию специализации людей, работающих с детьми, повышению их профессионального мастерства, но и в разработке программы психологического изучения ЭНРЛ, диагностики специфических и неспецифических эмоциональных явлений, что обеспечивает своевременную коррекцию процесса ЭНРЛ. Полученные данные могут учитываться в школах и вузах в процессе прогнозирования моральной атмосферы среди подростков и студентов, а также в моральной атмосфере общества.
Об авторе
Н. А. КорниенкоРоссия
Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры технологии обучения, педагогики и психологии
630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 147
Список литературы
1. Изард К. Е. Эмоции человека: пер. с англ. Москва: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
2. Медведев А. Н. Эмоциональные основы формирования нравственности // Моя профессиональная карьера. 2021. № 29–1. С. 72–74.
3. Di Pentima L., Toni A., Roazzi A. Moral development and parenting styles: the mediating role of emotional skills // Current Psychology. 2024. Vol. 43, no. 18. P. 16674–16688. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-023-05577‑y.
4. Апресян Р. Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 29–39.
5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. Москва: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.
6. Гремлинг С., Аурбах С. Практикум по управлению стрессом. Санкт-Петербург, 2002. 235 с.
7. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 5. Личность, одаренность, индивидуальность, гениальность. Новосибирск: СибАГС, 2020. 638 с.
8. Вилюнас В. К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3. С. 26–34.
9. Корниенко Н. А. Социально-эмоциональное обучение как фактор совершенствования навыков эмоциональной саморегуляции // Психология обучения. 2023. № 1. С. 15–33.
10. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
11. Березина Т. Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состоя- ние здоровья у студентов // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2014. № 2. С. 36–40.
12. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // Handbook of intelligence. Cambridge, 2000. P. 396–420.
13. Helion C., Ochsner K. N. The role of emotion regulation in moral judgment // Neuroethics. 2018. Vol. 11, no. 3. P. 297–308. DOI: https://doi.org/10.1007/s12152-016-9261‑z.
14. Kapur R. Managing psychological problems efficiently: essential in leading to up-gradation of personality traits // The Journal of Social Sciences Studies and Research. 2023. Vol. 3, no. 4. С. 173–179.
15. Abbas A., Ekowati D., Suhariadi F., Anwar A. Human capital creation: a collective psychological, social, organizational and religious perspective // Journal of Religion and Health. 2024. Vol. 63, no. 3. P. 2168–2200. DOI: https://doi.org/10.1007/s10943-022-01665-8.
16. Prentice M., Jayawickreme E., Hawkins A., Hartley A., Furr R. M., Fleeson W. Morality as a basic psychological need // Social Psychological and Personality Science. 2019. Vol. 10, no. 4. P. 449–460. DOI: https://doi.org/10.1177/1948550618772011.
17. Krettenauer T. Moral identity as a goal of moral action: a self-determination theory perspective // Journal of Moral Education. 2020. Vol. 49, no. 3. P. 330–345. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2019.1698414.
18. Krettenauer T., Lefebvre J. P., Hardy S. A., Zhang Z., Cazzell A. R. Daily moral identity: linkages with integrity and compassion // Journal of Personality. 2022. Vol. 90, no. 5. P. 663–674. DOI: https://doi.org/10.1111/jopy.12689.
19. Tkach E., Kazantseva D., Gilyano A. Transformation of the spiritual and moral foundations of personality development in the education of modern Russia // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 128. Art. 05014. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202112805014.
20. Thompson R. A. Emotional development and the growth of moral self-awareness // The Oxford handbook of emotional development. Oxford, 2022. P. 554–565.
21. Wilke J., Eilts J., Bäker N., Goagoses N. Morality in moderation: profiles of moral self and behavioral problems among children // Deviant Behavior. 2024. P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1080/01639625.2024.2310126.
22. Hernández M. M. C. The emotional basis of morality: Is autonomy still posible? // Universitas Philosophica. 2009. Vol. 26, no. 53. P. 195–217.
23. Tangney J., Mashek D., Stuewig J. Moral emotions and moral behavior // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 345–372. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.56.091103.070145.
24. Информационно аналитическая платформа PolyAnalist // Megaputer: website. URL: https://www.megaputer.ru (accessed 08.04.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Часть 1. Исследовательская проблема эмоционально-нравственного развития личности. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):516–531. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-16
For citation: Kornienko N.A. Psychological basis of emotional and moral development of the personality. Part 1. Research problem of emotional and moral development of personality. Professional education in the modern world. 2024;14(3):516–531. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.