Проблемы формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-14
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность и целесообразность исследования проблем формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки. Акцентируется необходимость поиска путей эффективного и продуктивного управления формированием и развитием цифровых компетенций будущих специалистов.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ проблем формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений профессиональной подготовки.
Методика и методология исследования. Методологической основой выступили интегративный подход к осмыслению процессов и результатов формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений профессиональной подготовки, концептуальные положения и принципы компетентностного и личностно-деятельностного подходов. Ведущие методы исследования: теоретический анализ и синтез результатов рассмотрения проблем формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки, условий и мер, позволяющих интенсифицировать, оптимизировать процессы и результаты профессионального образования в контексте формирования и развития цифровой грамотности обучающихся, выделить условия и меры поддержки развития цифровой грамотности обучающихся непрофильных специальностей.
Результаты. Автором суммируются результаты исследований условий и факторов формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки; отмечается важность и перспективность системной, целостной работы в контексте формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки: создание условий и совершение системы шагов, обеспечивающих достижение цифровой грамотности будущих специалистов.
Выводы. Результаты осуществленного научного исследования и представленные выводы расширяют педагогические знания о теории и методике профессионального обучения в конкретных условиях современной образовательной среды: ее интенсивной и последовательной цифровизации, стратификации и индивидуализации. На основе проведенного исследования можно сделать вывод: необходимо понимание студентами того, что цифровые компетенции могут помочь им решить и избежать ряда важных проблем его жизни, начиная с проблем профессиональной востребованности и компетентности и заканчивая проблемами общей самореализации и самоактуализации. Перспективность исследования связана с необходимостью дальнейшего поиска эффективных и результативных моделей формирования и развития цифровой грамотности будущих специалистов.
Об авторе
М. А. МойсеенковаРоссия
Мойсеенкова Маргарита Аликовна – аспирант, преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1
Список литературы
1. Chetty K., Liu Q., Wenwei L., Josie J., Gcora N., Shenglin B. Bridging the digital divide: measuring digital literacy // Global Solutions: the world policy forum. URL: https://www.global-solutions-initiative.org/wp-content/uploads/2022/11/Digital_Bridging-the-Digital-Divide-Measuring-Digital-LiteracyII.pdf (accessed 14.05.2024). Published 06.04.2017.
2. Martin A., Grudziecki J. DigEuLit: concepts and tools for digital literacy development // Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. Vol. 5, no. 4. P. 249–267. DOI: https://doi.org/10.11120/ital.2006.05040249.
3. Sefton-Green J., Nixon H., Erstad O. Reviewing approaches and perspectives on «digital literacy» // Pedagogies: an International Journal. 2009. Vol. 4, no. 2. P. 107–125. DOI: https://doi.org/10.1080/15544800902741556.
4. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 2. С. 195–203. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203.
5. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Симачкова Н. Н., Петрова Л. Н., Крутикова Н. Ф. Развитие цифровых компетенций в системе образования // Образование и право. 2022. № 1. С. 112–114. DOI: https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-1-112-114.
6. Шорникова Н. Ю. Формирование необходимых компетенций у студентов будущих работников цифрового общества // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 59–64.
7. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117–124.
8. Баймуратова Л. Р., Долгова О. А., Имаева Г. Р., Гриценко В. И., Смирнов К. В., Аймалетдинов Т. А. Цифровая грамотность для экономики будущего. Москва: Изд – во НАФИ, 2018. 86 с.
9. Цифровой гражданин: сайт. URL: https://it-gramota.ru/ (дата обращения: 14.05.2024).
10. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/ktse.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
11. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году // НАФИ: аналитический центр: сайт. URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoygramotnosti-rossiyan-v-2021‑godu/ (дата обращения: 14.05.2024). Дата публикации: 18.05.2021.
12. Мерзлякова Е. А. Трансформация человеческого капитала в цифровой экономике // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 4. С. 166–171.
13. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.) // Ценности и смыслы. 2019. № 2. С. 76–104. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6427-2019-00016.
14. Белая книга цифровой экономики 2022 // Цифровая экономика: сайт. 117 с. URL: https://d-economy.ru/analitic/belaja-kniga-cifrovoj-jekonomiki-2022/ (дата обращения: 14.05.2024).
15. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
16. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с.
17. Azevedo J. P., Gutierrez M., de Hoyos R., Saavedra J. The unequal impacts of COVID-19 on student learning // Primary and secondary education during COVID-19. Cham, 2022. P. 421–459. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_16.
18. Baudrillard J. La société de consommation: ses mythes, ses structures. Denoël, 1970. 323 p.
19. Davis K., Ambrose A., Orand M. Identity and agency in school and afterschool settings: investigating digital media’s supporting role // Digital Culture & Education. 2017. Vol. 9, no. 1. P. 31–47. URL: https://www.digitalcultureandeducation.com/volume-9‑papers/identity-and-agency-in-school-and-afterschool-settingsinvestigating-digital-medias-supporting-role (accessed 14.05.2024).
20. Новикова И. В. Выявление навыков работников, готовых на занятость с признаками неустойчивости (по данным интернет-платформы HeadHunter) // Мониторинг общественного мнения. 2017. № 6. С. 232–249. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.11.
21. Пеша А. В. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 1. С. 201–220.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Мойсеенкова М.А. Проблемы формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):502–510. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-14
For citation: Moiseenkova M.A. Problems of formation and development of digital literacy of university students in non-core training directions. Professional education in the modern world. 2024;14(3):502–510. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.