Изучение технических наук без границ: применяем навигатор по открытым образовательным ресурсам. Часть 1. Российский опыт
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-13
Аннотация
Введение. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы обучения расширяет возможности применения информационных ресурсов и становится одним из приоритетных направлений трансформирующейся системы высшего образования. Эти изменения находят отражение в тенденциях развития и применения открытых образовательных ресурсов. Однако масштаб и фрагментирование данных в сети Интернет, а также отсутствие стандартов открытых образовательных ресурсов делает процесс поиска информации сложной задачей и требует профессиональных навыков.
Постановка задачи. Для определения востребованности и перспектив развития отраслевых открытых образовательных ресурсов необходимо проанализировать их роль в современной образовательной системе. Важно определить возможности использования информационных ресурсов открытого доступа по техническим наукам как одного из инструментов устранения социального неравенства в вопросах получения высшего образования. Выявить и привести аргументы для целей обоснования необходимости разработки отраслевого «Навигатора по ООР технических наук».
Методика и методология исследования. Методология исследования охватывает изучение и анализ научных трудов, посвященных развитию инструментов и инициатив в области открытых образовательных ресурсов по техническим наукам. В основе исследования лежит также метод устного опроса студентов, аспирантов и преподавателей технических дисциплин в вузах Новосибирска.
Результаты. Изучен массив научной литературы и веб-ресурсов, предоставляющих свободный доступ к научно-образовательной информации по рассматриваемому направлению. С учетом эмпирических данных обоснована необходимость разработки «Навигатора по ООР технических наук» по открытых образовательных ресурсов в системе высшего технического образования (http://lib-os.ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-techn-nauk/).
Выводы. Изучение технических наук с использованием открытых образовательных ресурсов способствует эффективному повышению профессионального уровня и позволяет быть в курсе актуальных решений инновационной деятельности в рассматриваемой области знаний.
Об авторе
Л. Л. СадовскаяРоссия
Садовская Лариса Леонидовна – младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки, заведующий отделом справочно-информационного обслуживания
630102, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/ (дата обращения: 24.03.2024).
2. Ребрин О. И., Шолина И. И. Инженерная дидактика. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 131 с.
3. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. 2012. № 10. С. 50–65.
4. Наумкин Н. И., Шекшаева Н. Н., Квитко С. И., Ломаткина М. В., Купряшкин В. Ф., Коровина И. В. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 568–586. DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586.
5. Шекшаева Н. Н. Проектный метод реализации подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 2. С. 34–39. DOI: 10.18323/2221–5662–2020–2–34–39.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2023 г.) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.12.2023).
7. Кроули Э. Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Бродер Д. Р., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образова- ния. Подход CDIO: руководство: пер. с англ. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2015. 502 с.
8. Сергеева И. А., Петухова А. В. Инженерно-графическая подготовка студентов в условиях компьютеризации обучения // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 3. Ст. 107PVN314.
9. Anisimova T., Krasnova L. Interactive technologies in electronic educational resources // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 2. P. 186–194. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v8n2p186.
10. Дьяконенко Ю. Н. Использование открытых образовательных ресурсов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Прил. 37. С. 44–50. URL: http://e-koncept.ru/2016/56784.htm (дата обращения: 25.12.2023).
11. Kessler M., Pеrez-Berenguer D. Creating, consuming, remixing, and sharing accessible open educational resources (OERs) using an authoring tool // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2023. P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1080/02680513.2023.2248175. Published online 14.08.2023.
12. Recommendation on Open Educational Resources (OER): date and place of adoption: 25 Nov. 2019, Paris, France // UNESCO. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.phpURL_ID=49556&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 14.02.2024).
13. Santos-Hermosa G., Estupinyà E., Nonó-Rius B., París-Folch L., Prats-Prat J. Open educational resources (OER) in the Spanish universities // Profesional de la Informaciоn. 2021. T. 29, núm. 6. DOI: https://doi.org/10.3145/epi.2020.nov.37.
14. Моисеичев Е. Международный опыт и российские перспективы открытых образовательных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2014. № 1. С. 30–36.
15. Khodadadi A. Open educational resources in structural engineering education // Proceedings of the IASS 2022 Symposium: affiliated with APCS 2022 conf. «Innovation.·Sustainability.·Legacy», 19–22 Sept. 2022, Beijing, China. URL: https://www.researchgate.net/publication/363699619_Open_Educational_Resources_in_Structural_Engineering_Education (accessed 24.03.2024).
16. Faqihi B., Daoudi N., Ajhoun R. Design of an intelligent educational resource production system // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2018. Vol. 13, no. 12. Р. 4–18. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v13i12.8914.
17. Александрова А. В., Носов В. К. Цифровые технологии и инструментарий моделирования в создании авиационно-космической техники // Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации. Санкт-Петербург, 2017. С. 567–585.
18. Шнейдер Е. М., Богданова М. В. Из опыта применения виртуальных лабораторных работ в практике изучения блока естественнонаучных и общеинженерных дисциплин // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–12. С. 2724–2727.
19. Малыгин Е. Н., Краснянский М. Н., Карпушкин С. В., Мокрозуб В. Г. Применение распределенных информационных и технических ресурсов в открытом дистанционном инженерном образовании // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2002. Т. 8, № 4. C. 689–698.
20. Румянцев В. В. Организация учебного процесса подготовки специалистов в области металлургического оборудования с применением системы компьютерного инжиниринга // Высшее образование сегодня. 2012. № 2. С. 35–39.
21. Жилкина Т. А., Матусевич В. Я. Опыт использования дистанционного обучения при преподавании графических дисциплин для студентов инженерных строительных и экономических специальностей // Геометрия и графика. 2013. Т. 1, № 3–4. С. 29–32.
22. Романова А. А., Гульбинас А. С., Крамаровская В. И., Кузнецова А. В., Стаселько О. Л., Шушарина И. В. Опыт использования дистанционных образовательных технологий в рамках дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 9. DOI: http://dx.doi.org/10.23670/IRJ.2022.123.6.
23. Zhang X., Tlili A., Huang R., Chang T., Burgos D., Yang J., Zhang J. A case study of applying open educational practices in higher education during COVID-19: impacts on learning motivation and perceptions // Sustainability. 2020. Vol. 12, no. 21. Art. 9129. DOI: https://doi.org/10.3390/su12219129.
24. Hilton J. Open educational resources and college textbook choices: a review of research on efficacy and perceptions // Educational Technology Research and Development. 2016. Vol. 64, no. 4. Р. 573–590. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-016-9434-9.
25. Колоскова А. В., Лебедев С. А. Технические науки, особенности их структуры и методов // Гуманитарный вестник. 2017. № 5. DOI: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-5-433.
26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 (в ред. от 24.07.2023) «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-24022021‑n-118‑ob-utverzhdenii/?ysclid=lm8y6vsz7w800597620 (дата обращения: 09.12.2023).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Садовская Л.Л. Изучение технических наук без границ: применяем навигатор по открытым образовательным ресурсам. Часть 1. Российский опыт. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):491–501. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-13
For citation: Sadovskaya L.L. Studying technical sciences without borders: We use the navigator for open educational resources. Part 1. The Russian experience. Professional education in the modern world. 2024;14(3):491–501. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.