Педагогическая поддержка использования искусственного интеллекта в вузе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. В современном мире искусственный интеллект становится все более распространенным и широко используется во многих сферах жизни, включая образование. Готовность к использованию искусственного интеллекта в профессиональной деятельности становится одним из важных условий успешной карьеры.
Постановка задачи. Исследование направлено на выявление возможностей педагогической поддержки студентов при изучении и использовании искусственного интеллекта в вузе, включая, прежде всего, создание мотивации к осмысленному применению этой технологии.
Методика и методология исследования. В процессе исследования проанализирована российская и зарубежная научно-методическая литература, проведены наблюдение, опрос в группах студентов. Результаты. Определены и описаны факторы развития мотивации студентов к изучению и использованию искусственного интеллекта в образовательной и профессиональной деятельности. Предложены этапы, принципы и подходы, содержание и методы педагогической поддержки студентов в процессе изучения и использования искусственного интеллекта. Итоги работы по этой теме позволили авторам предложить возможные направления исследований интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере.
Выводы. Уже знакомая студентам технология искусственного интеллекта в рамках образовательного процесса должна приобрести черты не только средства обучения, но и средства саморазвития, более эффективной профессиональной деятельности. Расширение значения искусственного интеллекта от исключительно бытового до образовательного и профессионального является основной задачей педагогической поддержки.


Об авторах

Т. А. Рахимова
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Рахимова Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

634003, г. Томск, пл. Соляная, 2



И. П. Касека
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Касека Ирина Петровна – старший преподаватель кафедры иностранных языков

634003, г. Томск, пл. Соляная, 2



Список литературы

1. Wang F., King R. B., Chai Ch. S., Zhou Y. University students’ intentions to learn artificial intelligence: the roles of supportive environments and expectancy-value beliefs // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. Art. 51. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00417-2.

2. Моттаева А. Б., Кашинцева В. Л., Покровский О. Ю. Влияние искусственного интеллекта на рынок труда // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 4. С. 82–88.

3. Бекиров С. Н. Основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшем образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77–1. С. 58–61.

4. Поварич И. П., Слинкова О. К. Процессуальный подход к исследованию трудовой мотивации // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2005. № 5. С. 130–133.

5. Kelly S., Kaye Sh.‑A., Oviedo-Trespalacios O. What factors contribute to the acceptance of artificial intelligence? A systematic review // Telematics and Informatics. 2023. No. 77. Art. 101925. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2022.101925.

6. Корчагин С. А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, № 1. С. 37–42.

7. Belda-Medina J., Kokošková V. Integrating chatbots in education: insights from the Chatbot-Human Interaction Satisfaction Model (CHISM) // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. Art. 62. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00432–3.

8. Walter Y. Embracing the future of Artificial Intelligence in the classroom: the relevance of AI literacy, prompt engineering, and critical thinking in modern education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2024. Vol. 21. Art. 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-024-00448-3.

9. Ding L., Li T., Jiang S., Gapud A. Students’ perceptions of using ChatGPT in a physics class as a virtual tutor // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. Art. 63. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00434-1.

10. Уколов В. Ф., Трофименко О. В. Управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования в целях повышения качества знаний и снижения рисков обучения // Вестник университета. 2023. № 5. С. 21–26.

11. Zhang C., Schies J., Plößl L., Hofmann F., Gläser-Zikuda M. Acceptance of artificial intelligence among preservice teachers: a multigroup analysis // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. Art. 49. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-023-00420-7.

12. Ni A., Cheung A. Understanding secondary students’ continuance intention to adopt AI-powered intelligent tutoring system for English learning // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. P. 3191–3216. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022–11305‑z.

13. Lin P. Y., Chai C. S., Jong M. S.‑Y., Dai Y., Guo Y., Qin J. Modeling the structural relationship among primary students’ motivation to learn artificial intelligence // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Art. 100006. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2020.100006.

14. Teo T. A path analysis of pre-service teachers’ attitudes to computer use: applying and extending the technology acceptance model in an educational context // Interactive Learning Environments. 2010. Vol. 18, no. 1. P. 65–79. DOI: 10.1080/10494820802231327.

15. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Изд. 2‑е, испр. Москва: МГАУ, 2002. 120 с.

16. Радугин А. А., Радугина О. А. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза: технологии, потенциал, проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. 2021. № 4. С. 84–87.

17. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. Москва: Нар. образование,2005. 556 с.

18. Степанова Э. В. Искусственный интеллект в высшем образовании // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. науч.‑практ. конф., Красноярск, 20–22 апр. 2021 г. Красноярск, 2021. Ч. 1. С. 153–155.

19. Иванова И. В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика // Педагогическое образование в России. 2015. №12. С. 108–112.

20. Карпухин С. В., Лобажевич В. В. Использование искусственного интеллекта в образовании: перспективы и проблемы // Философия и культура информационного общества: тез. докл. Седьмой междунар. науч.‑практ. конф. Санкт-Петербург, 2019. Ч. 2. С. 206–209.

21. Харабаджах М. Н. Преимущества и риски использования искусственного интеллекта в высшем образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77–1. С. 295–298.

22. Гамбеева Ю. Н., Глотова А. В. Искусственный интеллект как часть концепции современного образования: вызовы и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. №10. С. 10–16.

23. Бекирова Э. Ш. Технологии искусственного интеллекта как фактор повышения качества высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77–1. С. 61–65.

24. Рахимова Т. А., Бабарыкина А. И. Цифровая компетентность преподавателей вузов: постановка вопроса // Развитие языковой образовательной среды современного вуза: материалы II Междунар. науч.‑практ. конф. (Томск, 16 нояб. 2022 г.). Томск, 2022. С. 23–30.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рахимова Т.А., Касека И.П. Педагогическая поддержка использования искусственного интеллекта в вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):482–490. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-12

For citation: Rakhimova T.A., Kaseka I.P. Pedagogical support for the use of artificial intelligence at university. Professional education in the modern world. 2024;14(3):482–490. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-12

Просмотров: 91

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)