Трансмиссионные возможности СоулКоллажа в социально-педагогической практике
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-11
Аннотация
Введение. Арт-педагогические технологии широко применяются в педагогической практике. Однако новая техника СоулКоллажа только начинает использоваться в нашей стране и пока не описана в российских научных публикациях. За рубежом научные исследования, посвященные СоулКоллажу и его использованию на практике, публикуются с 2010 г.
Постановка задачи. Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: обладает ли СоулКоллаж трансмиссионностью при его применении для формирования мажорного настроя? Цель исследования – в поиске проявлений свойства трансмиссионности в арт-педагогической практике коллажирования на примере СоулКоллажа. Под трансмиссионностью понимаем изменение психологического состояния в ответ на направленное воздействие. Гипотеза исследования состоит в предположении, что СоулКоллаж можно использовать как социально-педагогическую практику при воздействии на психологическое состояние ребенка с целью формирования мажорного настроя (по А. С. Макаренко).
Методика и методология исследования. Методами исследования выступали теоретический анализ, практика СоулКоллажа и педагогическое наблюдение. Проведено пять воспитательных практик по работе с СоулКоллажем со студентами Омского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 24 лет. В исследовании участвовало 54 человека. Результаты. Раскрыты исторические истоки разработки СоулКоллажа и технологии его применения. Описана структура колоды при СоулКоллажировании, которая состоит из мастей колоды: карт комитета (психологическое измерение), карт совета (архетипическое измерение), карт компаньонов/спутников (из животных-проводников, обитающих в чакрах), карт сообщества (социальное измерение). Приведена технология использования СоулКоллажа в социально-педагогической практике.
Выводы. Результаты наблюдения показали, что у участников социально-педагогической практики проявляется положительная мажорная заряженность, они демонстрируют повышенный интерес к самопознанию. Эффектом от социально-педагогической практики является выраженный интерес к картам СоулКоллажа, участникам социально-педагогической практики, изучению восточной философии и юнгинианских архетипов.
Об авторе
З. А. АксютинаРоссия
Аксютина Зульфия Абдулловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
644099, г. Омск, ул. Партизанская, 4а
Список литературы
1. Верховодова Р. А., Галустов Р. А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 15–18.
2. Савлучинская Н. В., Павлова М. С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения: 07.04.2024).
3. Хаменок М. А. Фотопроект как инструмент формирования профессионально ориентированной иноязычной компетенции студентов // Человек и образование. 2021. № 3. С. 113–118.
4. Чурашов А. Г. Хореография как форма активного обучения арт-педагогики в структуре преобразующего образования // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5. С. 57–59. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-590-57-59.
5. Ларионова Л. И., Азарова Л. Н. Арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов // Acta Biomedica Scientifica. 2022. Т. 7, № 2. С. 199–211. DOI: https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.21.
6. Шайдурова Н. В. Правополушарное рисование как инновационная технология арт-педагогики в подготовке будущих бакалавров дошкольного образования // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 71–78.
7. Чурашов А. Г., Белов В. А., Клыкова Д. Г. Арт-педагогика как средство формирования толерантности личности в условиях поликультурного общества // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-пеагогического университета. 2021. № 6. С. 239–248. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2021.166.6.016.
8. Шерайзина Р. М., Угринчук О. Н. Педагогический потенциал комплексной сказкотерапии в развитии творческой индивидуальности студентов педагогических специальностей // Проблемы современного педагогиеского образования. 2020. № 69–1. С. 310–314.
9. Корякина Г. М., Данкова А. В. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами арт-педагогики // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. № 3. С. 71–78. DOI: https://doi.org/10.24411/2541-9056-2020-12007.
10. Христидис Т. В. Потенциал артпедагогики в гармонизации развития личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 6. С. 146–152. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-0803-2019-10619.
11. Магомедова М. К. Мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12, № 1. С. 90–95. DOI: https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-1-90-95.
12. Бережная М. С., Михайлина Е. В., Савина М. С. Концепция педагогической поддержки и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства: основные положения // Педагогика искусства. 2020. № 4. С. 81–88.
13. Keifer-Boyd K., Knochel A. D., Patton R. M., Sweeny R. W. Posthumanist movement art pedagogy: geolocative awareness and co-figurative agency with mobile learning // Studies in Art Education. 2018. Vol. 59, no. 1. P. 22–38. DOI: https://doi.org/10.1080/00393541.2017.1406227.
14. Cary R. Critical art pedagogy: foundations for postmodern art education. New York: Garland Publ., 1998. 373 p.
15. Bass A. SoulCollage for children: process art as a pathway to creativity. Designing for children: conf. papers. Mumbai, India, 2010. DOI: https://doi.org/10.13140/2.1.4378.4326.
16. Holden G., Barker K. Should social workers be engaged in these practices? // Journal of Evidence-Informed Social Work. 2018. Vol. 15, no. 1. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1080/23761407.2017.1422075.
17. Cox L., Maguire G. Incorporating guided autobiography, portfolios, and SoulCollage into undergraduate gerontology courses // Innovation in Aging. 2020. Vol. 4, suppl. 1. P. 675. https://doi.org/10.1093/geroni/igaa057.2345.
18. SoulCollage®: website. URL: https://soulcollage.com/ (дата обращения: 15.04.2024).
19. Фигура и фон // Психологическая энциклопедия: сайт. URL: https://gufo.me/dict/psychology_encyclopedia/%D0%A4%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D1%84%D0%BE%D0%BD_(figure_-_ground) (дата обращения: 07.04.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Аксютина З.А. Трансмиссионные возможности СоулКоллажа в социально-педагогической практике. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):474–481. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-11
For citation: Aksyutina Z.A. Transmission capabilities of SoulCollage in socio-pedagogical practice. Professional education in the modern world. 2024;14(3):474–481. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.