Коммуникативно-образовательный аспект в конструктивной трансформации образовательной деятельности вуза
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-9
Аннотация
Введение. В статье раскрывается роль коммуникативно-организационного аспекта в цифровой трансформации образовательной деятельности вуза.
Постановка задачи. Цифровая трансформация понимается как системная интеграция цифровых средств, информационных и коммуникационных технологий с целью сбора, обработки, преобразования и анализа данных для повышения эффективности деятельности человека. Подчеркнута актуальность исследования цифровой трансформации образовательной деятельности вуза, так как именно вузы призваны обеспечить необходимый прирост кадров с цифровыми компетенциями для развития цифровой экономики.
Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника и применения метода анкетирования нами было выявлена сущность коммуникативно-образовательной структуры.
Результаты. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области образовательных процессов. Описана модель нового цифрового сервиса, применение которого повышает эффективность коммуникации в вузе и обеспечивает повышение качества образования в контексте цифровизации ее системообразующего компонента.
Выводы. Предложено решение проблемы низкой эффективности коммуникации между субъектами образовательной деятельности в вузе за счет создания цифровых сервисов и новая шестикомпонентная модель образовательной деятельности, поддерживающая ее цифровую трансформацию.
Об авторах
В. С. КаневРоссия
Канев Валерий Семенович – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой математического моделирования и цифрового развития бизнес систем
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86
Ю. В. Шевцова
Россия
Шевцова Юлия Владимировна – кандидат технических наук, доцент кафедры математического моделирования и цифрового развития бизнес систем
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86
А. Н. Полетайкин
Россия
Полетайкин Алексей Николаевич– кандидат технических наук, доцент кафедры математического моделирования и цифрового развития бизнес систем; доцент кафедры информационных технологий
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86
350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Т. И. Монастырская
Россия
Монастырская Татьяна Игоревна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-коммуникативных технологий
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86
Список литературы
1. Rospigliosi P. asher. Digital transformation of education: can an online university function fully? // Interactive Learning Environments. 2020. Vol. 28, no. 8. P. 945–947. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1843240.
2. Abad-Segura E., González-Zamar M.‑D., Infante-Moro J. C., Ruipérez García G. Sustainable management of digital transformation in higher education: global research trends // Sustainability. 2020. Vol. 12, no. 5. Art. 2107. https://doi.org/10.3390/su12052107.
3. Santos H., Batista J., Marques R. P. Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. P. 123–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.12.163.
4. Barzman M., Gerphagnon M., Aubin-Houzelstein G. [et al.]. Exploring digital transformation in higher education and research via scenarios // Journal of Futures Studies. 2021. Vol. 25, no 3. P. 65–78. DOI: 10.6531/JFS.202103_25 (3).0006.
5. Rodríguez-Abitia G., Bribiesca-Correa G. Assessing digital transformation in universities // Future Internet. 2021. Vol. 13, no. 2. Art. 52. DOI: https://doi.org/10.3390/fi13020052.
6. Jensen T. Higher education in the digital era. The current state of transformation around the world. Intern. Assoc. of Univ. ( (IAU), 2019. 56 p. URL: https://iau-aiu.net/IMG/pdf/technology_report_2019.pdf (accessed 01.04.2024).
7. Kuzu Ö. H. Digital transformation in higher education: a case study on strategic plans // Высшее образование в России. 2020. Т 29, № 3. С. 9–23. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23.
8. Habib M. N., Jamal W., Khalil U., Khan Z. Transforming universities in interactive digital platform: case of City University of Science and Information Technology // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26, no. 1. P. 517–541. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-020-10237‑w.
9. Grosseck G., Maliţa L., Bunoiu M. Higher education institutions towards digital transformation – the WUT case // European higher education area: challenges for a new decade. Springer, 2020. P. 565–581. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-56316-5_35.
10. Kaminskyi O., Yereshko Yu., Kyrychenko S. Digital transformation of university education in Ukraine: trajectories of development in the conditions of new technological and economic order // Information Technologies and Learning Tools. 2018. Vol. 64, no. 2. P. 128–137.
11. Dolganova O. Multi-criteria assessment of university readiness for digital transformation // ICID 2019. Proceedings of the 1st International conference of information systems and design, Moscow, Russia, Dec. 5, 2019. CEUR-WS Team, 2020. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2570/paper40.pdf (accessed 01.04.2024).
12. Efimov V. S., Laptevа A. V. The future of universities: is digitalization the priority? (Expert view) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. No. 12. P. 1925–1946. DOI: 10.17516/1997-1370-0367.
13. Kazartseva А., Kolosova N., Pereslavtseva I., Panchenko V., Popova O. Разработка и масштабирование инструментария цифрового развития // Construction and real estate: expertise and appraisal: 16th Intern. conf. proc., Prague 2018. Прага; Москва, 2019. С. 340–348.
14. Карр H. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. Москва: Секрет фирмы, 2005. 174 с.
15. Канев В. С., Полетайкин А. Н. Моделирование образовательных систем: некоторые итоги и актуальные перспективы // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4, № 2. С. 84–95.
16. Кадры для цифровой экономики: федер. проект нац. программы «Цифровая экономика РФ». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 01.04.2024).
17. Shevtsova Y., Kanev V., Poletaikin A., Kuleshova N. Optimizing risk-free model of development of educational organization based on modified risk thermometer // 15th International Asian school-seminar «Optimization problems of complex systems». Novosibirsk, 2019. P. 68–72.
18. Alifah S., Gunawan G., Taufik M. Smart monitoring of rice logistic employing Internet of Things network // 2018 2nd Borneo International conference on applied mathematics and engineering (BICAME), Balikpapan, Indonesia. IEEE, 2018. P. 199–202. DOI: 10.1109/BICAME45512.2018.1570509318.
19. Сметанкина Л. В. Управление как социальный феномен: факторы и уровни детерминации // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 89–95.
20. Коронавирус стал «катализатором цифровых трансформаций» – исследование // D-Russia.ru: сайт. URL: https://d-russia.ru/koronavirus-stal-katalizatorom-cifrovyh-transformacij-issledovanie.html (дата обращения: 01.04.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Канев В.С., Шевцова Ю.В., Полетайкин А.Н., Монастырская Т.И. Коммуникативно-образовательный аспект в конструктивной трансформации образовательной деятельности вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):453–466. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-9
For citation: Kanev V.S., Shevtsova Y.V., Poletaikin A.N., Monastyrskaya T.I. The communicative and educational aspect in the constructive transformation of the educational activities of the university. Professional education in the modern world. 2024;14(3):453–466. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-9
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.