Психосоциальная депривация как проблема субъектности поколения пандемиалов: социально-психологические и педагогические проблемы цифрового образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. Исследователи по всему миру отмечают, что в современном образовании нормальная ра-бота образовательных учреждений и тем более академическая успеваемость из‑за кризиса образования 2020–2022 гг. остается недосягаемой для многих учащихся (школьников) и обучающихся (студентов), их педагогов (учителей и преподавателей), а также их родителей. Целое поколение «пандемиалов», несовершеннолетних и юных «детей локдауна» живет со шрамами депривации и дистрессов, полученных в период локдауна. Это поколение благодаря осуществленному над ними «эксперименту», основным процессом которого стала психосоциальная депривация, оказалось перед угрозами десубъективизации: неуспеваемости и неуспешности, необразованности и безработицы, преступности и обнищания, эксплуатации и насилия, накопления потерь. При этом практически никто из проводивших «эксперимент», вопреки декларациям, не только не собирается компенсировать, возвращая потерянные возможности, но и намерен продолжать, внедряя и легитимизируя так называемое «дистанционное обучение».
Постановка задачи. Цель исследования – осмысление феномена психосоциальной депривации современных школьников и студентов в ситуации макросоциального кризиса (локдауна) 2020–2022 гг. как процесса, связанного с нарушением формирования и развития субъектности учеников.
Методика и методология исследования. Метод исследования – феноменологический анализ педагогических и социально-психологических проблем цифрового образования и психосоциальной депривации современных школьников и студентов в ситуации макросоциального кризиса (локдауна) как ведущей проблемы современного образования, России и мира, связанной с нарушением формирования и развития субъектности учеников. Результаты. Психосоциальная депривация, пережитая «детями локдауна» – системное, долгосрочное и многоаспектное ограничение / лишение развивающегося / взрослеющего человека возможности удовлетворять образовательные и иные психосоциальные нужды, формировать и развивать субъектность как готовность и способность быть строителем своей жизни, в том числе значимых отношений и ведущих видов деятельности. Из-за локдауна и иных событий 2020–2022 гг. школы и вузы столкнулись с неизвестными им ранее проблемами с психическим здоровьем (своим и окружающих), были вынуждены бороться с ними и последовавшими за ними проблемами в виде роста насилия и иных форм девиантного поведения, болезней и травм, проблемами десубъективизации (асубъектности). Росло и продолжает расти количество негативных стратегий выживания, включая детский труд и ранние/неравные браки, проституцию и раннее материнство, пополнение детьми, подростками, юношами бандитских формирований и т. п.
Выводы. Локдаун стал новым явлением для многих сообществ и их членов, для современной науки и искусства, породил многочисленные дискуссии о психосоциальном и нравственно-правовом статусе предложенных ВОЗ и реализованных государствами мер борьбы с объявленной ВОЗ «пандемией». Дети локдауна стали жертвами более или менее тотальной и долгосрочной психологической, а точнее психосоциальной, депривации, были ограничены в возможностях полноценно взаимодействовать с иными членами сообщества, включая педагогов и других учеников, оказались замкнуты рамками семьи и дома, что повлекло многочисленные нарушения их субъектности. Исследование особенностей и последствий депривации детей локдауна – важнейшее направление современных исследований образования, которое не только позволит наметить отдельные шаги и технологии помощи детям, но и сформулировать необходимые меры защиты образования как сферы культурного воспроизводства, поддержки развития человека, заботы старших поколений о младших в целом.


Об авторах

Г. В. Валеева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Валеева Галина Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры валеологии и биомедицинских дисциплин, Высшая школа физической культуры и спорта

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69



Г. А. Степанова
Сургутский государственный университет
Россия

Степанова Галина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий

628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1



А. В. Демчук
Сургутский государственный университет
Россия

Демчук Анастасия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования

628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1



М. Р. Арпентьева
Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; Институт управленческих исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник факультета социальных наук и массовых коммуникаций; ведущий научный сотрудник факультета «Высшая школа управления»

125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, 49



Список литературы

1. COVID-19 risks outlook: a preliminary mapping and its implications: insight report. World Economic Forum, 2020. 66 р. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_COVID_19_Risks_Outlook_Special_Edition_Pages. pdf (accessed 22.05.2024).

2. Elci A., McKnight J., Müller M. S., Salvi G., Zopf Y. Pandemials: youth in an age of lost opportunity // The global risks report 2021. 16th edition: insight report. World Economic Forum, 2021. P. 39–51. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2021.pdf (accessed 22.05.2024).

3. Are children really learning? Exploring foundational skills in the midst of a learning crisis. United Nations Children’s Fund (UNICEF), 2022. 60 p. URL: https://data.unicef.org/wp-content/uploads/2022/03/UNICEF_Arechildren-really-learning_Report_2022_English.pdf (accessed 22.05.2024).

4. Preventing a lost decade. Urgent action to reverse the devastating impact of COVID-19 on children and young people. New York: UNICEF, 2021. 44 p. URL: https://www.unicef.org/media/112891/file/UNICEF%2075%20report.pdf (accessed 22.05.2024).

5. All schools in Europe & Central Asia should remain open and made safer from COVID-19, say WHO and UNICEF // UNICEF: website. URL: https://www.unicef.org/eca/press-releases/all-schools-europe-central-asia-shouldremain-open-and-made-safer-covid-19‑say-who (accessed 22.05.2024). Published 30.08.2021.

6. Власенко А. И. Психологические изменения состояния личности в депривационных условиях режима самоизоляции // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. С. 88–103. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120406.

7. Радина Н. К., Балакина Ю. В. Общество и пандемия: теоретико-методологические основания психологических исследований // Общественные науки и современность. 2020. № 6. С. 49–64.

8. Zhang S. X., Wang Y., Rauch A., Wei F. Unprecedented disruption of lives and work: health, distress and life satisfaction of working adults in China one month into the COVID-19 outbreak // Psychiatry Research. 2020. Vol. 288. Art. 112958. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112958.

9. Сборник материалов Научно-практической конференции «Пандемия коронавируса: вызовы современности», Москва, 26 ноября 2020 г. 2020 г. Москва: Моск. служба психол. помощи населению, 2020. 121 с. URL: https://msph.ru/media/docs/collection-2020.pdf (дата обращения: 22.05.2024).

10. Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 70–89. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280204.

11. Мазурова Н. Э. Изучение синдрома тюремной социальной депривации подростка в условиях изоляции // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 75–77.

12. Григорьева Н. Г., Дрюцкая С. М. Социально-психологическое самочувствие молодёжи в период коронавирусной пандемии // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. 18, № 4. С. 140–145.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Валеева Г.В., Степанова Г.А., Демчук А.В., Арпентьева М.Р. Психосоциальная депривация как проблема субъектности поколения пандемиалов: социально-психологические и педагогические проблемы цифрового образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):444–452. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-8

For citation: Valeeva G.V., Stepanova G.A., Demchuk A.V., Arpentieva M.R. Psychosocial deprivation as a problem of subjectivity of the pandemials: Socio-psychological and pedagogical problems of digital education. Professional education in the modern world. 2024;14(3):444–452. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-8

Просмотров: 65

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)