Образовательный менеджмент в подготовке кадров гидрометеослужб: мировой опыт


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальность представленного исследования определяется тем, что ускорение климатических изменений на планете оказывает существенное влияние практически на все сферы экономической и социальной жизни человечества, что предъявляет новые требования как к информации, предоставляемой гидрометеослужбами, так и к кадровому составу руководителей и специалистов ее обеспечивающих.
Постановка задачи. Цель исследования – обобщение мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных метеослужб в интересах формирования системы требований к кадровому обеспечению и подготовке кадров руководящих работников и специалистов гидрометеослужб системы Росгидромета.
Методика и методология исследования. Методическую базу исследований составили известные научные работы, посвященные перспективным требованиям к навыкам и компетенциям руководящих работников и специалистов гидрометеослужбы.
Результаты. Новизна полученных результатов состоит в том, что на основе обобщения мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных гидрометеослужб установлено, что при формировании стратегий управления персоналом, с одной стороны, выдвигаются требования к широкому спектру компетенций персонала, владеющего как традиционными технологиями, так и инновационными технологиями обработки и интерпретации информации на базе IT. С другой стороны, гидрометеослужбы предъявляют повышенные требования и к себе, что проявляется в стратегических устремлениях сформировать для своих сотрудников цельную систему мотивации, охватывающую все уровни человеческих потребностей согласно содержательным теориям мотивации: от экономической конкурентоспособности до возможностей обучения, развития и самовыражения.
Выводы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных метеослужб при формировании стратегий управления персоналом гидрометеоструктур системы Росгидромета.


Об авторах

А. В. Тебекин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Тебекин Алексей Васильевич – доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере, заведующий научной лабораторией проблем устойчивого развития Института повышения квалификации руководящих кадров и специалистов

119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4



О. Е. Ломакин
Института повышения квалификации руководящих кадров и специалистов
Россия

Ломакин Олег Евгеньевич – доктор экономических наук, кандидат технических наук, ректор

143982, Московская область, г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Гидрогородок, д. 3А



Список литературы

1. С 1 сентября 2022 года – новый порядок передачи в Росгидромет информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также о ЧС техногенного характера. https://www.garant.ru/news/1563806/?ysclid=ltyhnloxx9423991465 (дата обращения 07.05.2024)

2. Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему «Как сохранить кадровый потенциал в гидрометеорологической отрасли в условиях санкций?». https://files.oprf.ru/storage/documents/rekom-kadry-gidromet.pdf (дата обращения 07.05.2024)

3. Васильев Е. В. Международные требования к компетенции метеорологов-прогнозистов. Гидрометеорологические исследования и прогнозы. 2021. № 3 (381). С. 162–171

4. Литовский В. В. К актуализации стимулирования деятельности в сфере изучения климата: на примере истории обеспечения карьерного роста смотрителей Екатеринбургской магнитно-метеорологической обсерватории (к 185‑летнему юбилею Гидрометслужбы на Урале)//История и современное мировоззрение. 2021. Т. 3. № 4. С. 91–97.

5. Мерзликина Е. Ю. Особенности подготовки специалистов гидрометеорологической службы Росгидромета. https://www.informio.ru/publications/id1729/Osobennosti-podgotovki-specialistov-gidrometeorologicheskoisluzhby-Rosgidrometa (дата обращения 07.05.2024)

6. Шедько Ю. Н., Власенко М. Н., Унижаев Н. В. Управление системой развития профессиональных компетенций специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований // Вестник Евразийской науки, 2020 № 2, https://esj.today/PDF/39ECVN220.pdf (дата обращения 07.05.2024)

7. Тебекин А. В., Ломакин О. Е. Актуальные направления подготовки руководящих кадров Росгидромета в системе ДПО в современных геополитэкономических условиях. // Гидрометеорология и образование. 2022. № 2. С. 72–81.

8. Тебекин А. В., Ломакин О. Е. Анализ спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета на обучение по программам дополнительного профессионального образования. // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 5. С. 85–95.

9. Тебекин А. В., Ломакин О. Е. Ключевые задачи «Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов»по развитию кадрового потенциала Росгидромета на современном этапе. // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 6. С. 57–68.

10. Тебекин А. В., Хорева А. В. Концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров. // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 3036–3053.

11. Белая книга открытой консультативной платформы ВМО № 2. Будущее национальных метеорологических или гидрометеорологических служб Эволюция ролей и обязанностей. WMO-No. 129. https://rgmo.net/projects/expert_ops/WMO_white_book_2023.pdf (дата обращения 07.05.2024)

12. Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета). Санкт-Петербург; Саратов: Амирит, 2020. 120 с.

13. Руководство по применению стандартов образования и подготовки кадров в области метеорологии и гидрологии. Том I. Метеорология. Издание 2015 г. Всемирная метеорологическая организация. ВМО-№1083. http://mgmtmo.ru/edumat/wmo/1083_ruk.pdf (дата обращения 07.05.2024)

14. Руководящие указания для преподавателей в области метеорологического, гидрологического и климатического обслуживания. Всемирная метеорологическая организация. ВМО №1114. 2013. http://szf.aviamettelecom.ru/wp-content/uploads/2020/05/ (дата обращения 07.05.2024)

15. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Егорова А. А. Анализ перспектив развития национальной экономики при внедрении сквозных цифровых технологий. // Журнал экономических исследований. 2020. Т. 6. № 4. С. 3–18.

16. WMO Open Consultative Platform White Paper #1 – Future of Weather and Climate Forecasting. https://wmo.int/media/announcement/wmo-open-consultative-platform-white-paper-1‑future-of-weather-and-climate-forecasting (дата обращения 07.05.2024)

17. Dow Jones Industrial Average (DJI). https://ru.investing.com/indices/us-30l (дата обращения 07.05.2024)

18. NASA Goddard Institute for Space Studies, changed. https://data.giss.nasa.gov/gistemp/graphs_v4/ (дата обращения 07.05.2024)

19. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Москва: КНОРУС, 2020. – 717 с.

20. Глобальные тренды деглобализации. https://unescofutures.hse.ru/news/796110455.html (дата обращения 07.05.2024)

21. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». https://base.garant.ru/74404210/?ysclid=lvf5qzfxzn248235965 (дата обращения 07.05.2024)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тебекин А.В., Ломакин О.Е. Образовательный менеджмент в подготовке кадров гидрометеослужб: мировой опыт. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):429–443. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-7

For citation: Tebekin A.V., Lomakin O.E. Educational management in personnel training of hydrometeorological services: world experience. Professional education in the modern world. 2024;14(3):429–443. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-7

Просмотров: 134

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)