Формирование языковой культуры личности в современной системе образования: влияние глобализационных и деглобализационных процессов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-5
Аннотация
Введение. Современная социокультурная ситуация продолжает развиваться под влиянием процессов глобализации как в политическом, экономическом, социокультурном, так и в лингвокультурологическом аспектах. Однако в настоящее время наблюдается поворот к деглобализации, что отмечают многие исследователи (Ю. П. Денисов, Я. Б. Комарова, О. О. Комолов и др.). Наряду с влиянием на многие сферы жизнедеятельности социума, особенно систему образования, глобализационные и деглобализационные процессы воздействуют на формирование языковой культуры личности.
Постановка задачи. Цель статьи – исследовать, как отразилось влияние глобализационных и деглобализационных процессов на формировании языковой культуры личности в современной системе образования.
Методика и методология исследования. Методологической основой статьи выступает анализ исследований, посвященных проблемам глобализации; деглобализации; формирования языковой культуры личности и влияния глобализационных и деглобализационных процессов на ее становление в системе современного образования.
Результаты. В статье представлен результат анализа исследований феноменов глобализации и деглобализации. Приводятся определения понятий «глобализация» и «деглобализация», отмечены различные концепции глобализации, включая информационные (сетевые). Рассматривается роль глобализационных и деглобализационных процессов в формировании языковой культуры личности в современной системе образования. Отмечается, что глобализационные и деглобализационные процессы оказывают влияние на язык, языковую культуру личности. Акцентируется внимание на тенденции расширения деглобализационных процессов и их влиянии на феномен языковой культуры личности.
Выводы. Глобализация трактуется двояко: с одной стороны, как «целостный объективный, философски обоснованный культурно-исторический процесс», с другой – «как субъективистски-идеологизированное действие, отождествляемое с американизацией/макдонализацией и вестернизацией». Глобализационные процессы оказывают существенное воздействие на формирование языковой культуры личности, которое на уровне языка проявляется 1) в функционировании большого пласта англоязычной лексики в разных языках, в том числе русском (английский язык выступает сейчас в качестве так называемого глобального языка); 2) возникновении множества вариантов английского языка (языковых гибридов) (Runglish, Spanglish, Indlish, Cinglish, Singlish, Franglais и т. д.), своего рода псевдоязыков, гибрида английского и национальных; 3) дифференцированном функционировании англоглобалицизмов в современных СМИ; 4) внедрении англоязычной лексики в различные языковые системы, которое ведет к распространению англосаксонской культуры (главным образом американской); 5) стирании границ между национальными языками и культурой. Деглобализация способствует повороту в сторону значимости национальных языков и культуры, обращению внимания государственных структур на восстановление их главенствующей роли в процессе формирования языковой культуры личности.
Об авторе
Е. А. БутинаРоссия
Бутина Евгения Александровна – преподаватель-исследователь, редактор издательства
630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Список литературы
1. Леви-Стросс К. Структурная антропология / пер. с фр. В. В. Иванова. М., 2001. 510 с. URL: http//yanko.lib. ru/books/cultur/stross_struktur_antrop.htm (дата обращения: 04.06.2024).
2. Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М.: Радуга, 2003. 1327 с.
3. Чумаков А. Н. Глобализация или деглобализация? // Век глобализации. 2023. № 3. С. 19–34.
4. Одегова О. В. Глобализация языка и культуры: специфика и место в системе глобальных процессов современности / науч. ред. Г. И. Петрова. – Томск: Издательский дом Томского гос. ун-та, 2017. – 168 с.
5. Гобозов И. А. Государство и национальная идентичность: Глобализация или интернационализация? М.: ЛИБРОКОМ, 2013.
6. Матковская Я. С. Деглобализационные процессы в мировой экономике и перспективы ее инновационного развития // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22, вып. 1. С. 4−28.
7. Комолов О. О. Деглобализация: новые тенденции и вызовы мировой экономике // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2021. Т. 18, № 2 (116). С. 34–47.
8. Денисов Ю. П. Процесс интернационализации мирового хозяйства: глобализация или деглобализация? // Молодежь Сибири – науке России: сборник трудов междунар. науч.‑практ. конференции. Красноярск, 2017. С. 109−111.
9. Комарова Я. Б. Деглобализация как вектор развития международных отношений // Обществознание и социальная психология. 2023. № 1–2 (45). С. 56−61.
10. Graddol D. The Future of English? 2nd ed. London, 2000. URL: http://c-faculty.chuo-u.ac.jp/~mikenix1/co/we/Future_of_English.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
11. Kopytoff L. The Internal African Frontier: The making of African Political Culture in the African Frontier. Bloomington, 1987. P. 30–35. URL: https://www.researchgate.net/publication/320362667_The_Internal_Frontier_An_African_Model_for_Culture_Change_in_South_Central_Italy_Fourth-Third_Centuries_BC (дата обращения: 04.06.2024).
12. Резунова М. В. Компетентностная модель поликультурной языковой личности // Межкультурная коммуникация: человек и социум: колл. монография / Д. С. Батарчук, А. Ф. Белозор, Л. Н. Голуб и др.; под общ. ред. М. В. Резуновой, О. А. Овчинниковой. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2020. С. 29–41.
13. Коробейникова Л. А., Гиль А. Ю. Глобализационные процессы: анализ и концепции // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 54−61.
14. Черных С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества: монография. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. 254 с.
15. Черных С. И. К вопросу о новой архитектуре российского образовательного пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 4. С. 630–635.
16. Наливайко Н. В. Философия образования: формирование концепции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. 272 с.
17. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационное развитие образования в условиях глобализации // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2012. № 2 (11). С. 148‒153.
18. Пушкарева Е. А. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31). С. 60‒67.
19. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 143 с.
20. Бутина Е. А. Особенности влияния глобализации на формирование языковой культуры личности // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 1. С. 61−67.
21. Агапов И. И., Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире. 2005. № 4. С. 41–43.
22. Матковская Я. С. Деглобализация: новая эпоха и фаза процесса глобализации // Друкеровский вестник. 2023. № 3. С. 5−21.
23. Невская Н. А. Место Европейского союза в деглобализационных процессах // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 241, № 3. С. 194−203.
24. Госдума ограничила использование иностранных слов [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2023/02/16/16264393.shtml (дата обращения: 15.01.2024).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бутина Е.А. Формирование языковой культуры личности в современной системе образования: влияние глобализационных и деглобализационных процессов. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):411–419. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-5
For citation: Butina E.A. Formation of the linguistic culture of the individual in the modern education system: the impact of globalization and deglobalization processes. Professional education in the modern world. 2024;14(3):411–419. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-5
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.