Осмысление целей образования в социально-экологической перспективе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-3

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рассматриваются особенности подходов к осмыслению вопросов философии образования, основанные на принципах и данных социальной экологии. Подобные энвайронменталистские подходы, предвосхищенные еще в работах Э. Геккеля, активно развиваются на сегодняшний день, что находит свое выражение, в частности, в существовании специализированных периодических изданий и формировании особых тематических пространств обсуждения.
Постановка задачи. Авторами предпринимается попытка выявления социально-философских оснований энвайронменталистских подходов к образованию. В центре представленного в статье рассмотрения находятся энвайронменталистские суждения, касающиеся вопроса о целях образования.
Методика и методология исследования. Для решения поставленной задачи авторами осуществляется содержательно-критический и компаративный анализ энвайронменталистских решений, представленных в отечественной и зарубежной литературе.
Результаты. Показано, что с социально-философской точки зрения небезынтересным представляется энвайронменталистское понимание соотношения сфер общественной жизни. Многими из сторонников этого направления высказываются критические суждения относительно влияния экономических социальных институтов на функционирование общества и его развитие. Экологические проблемы, на поиск решения которых направлены и предлагаемые энвайронменталистами трансформации образования, детерминируются, с их точки зрения, социальными факторами. Фактически экологическая тематика используется энвайронменталистами для аргументации различных взглядов на образование, основанных на отличающихся установках не только теоретического, но и политического характера.
Выводы. Осуществленное рассмотрение показывает, что энвайронментализм и социально-экологическую философию образования целесообразно рассматривать как тематически однородный комплекс содержательно различающихся решений. Подобные подходы представляют собой результат рефлексии классической проблематики философии образования с помощью «экологических» ценностных и когнитивных установок.


Об авторах

Д. В. Рахинский
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого; Красноярский государственный аграрный университет; Сибирский федеральный университет; профессор кафедры гражданского права и процесса
Россия

Рахинский Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранениям; 

660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 90

660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6



Г. В. Панасенко
Сибирский федеральный университет
Россия

Панасенко Галина Васильевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методики социальной работы Юридического института

660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6



Т. В. Мельникова
Сибирский федеральный университет
Россия

Мельникова Татьяна Витальевна – доктор философских наук, профессор кафедры гражданского права

660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6



В. В. Минеев
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
Россия

Минеев Валерий Валерьевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии, экономики и права

660049, г. Красноярск, ул. Лады Лебедевой, 89



С. П. Штумпф
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
Россия

Штумпф Светлана Петровна – доктор философских наук, профессор кафедры философии, экономики и права

660049, г. Красноярск, ул. Лады Лебедевой, 89



Список литературы

1. Розенберг Г. С. Еще раз к вопросу о том, что такое «экология»? // Биосфера. 2010. Т. 2, № 3. С. 324–335.

2. Козловская В. А. Взаимосвязь экологии и технических наук // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12–2. С. 110–112.

3. Князева Е. Н. Расширенный экологический подход: сети жизни, познания, разума и коммуникации // Фiлософiя освiти. 2016. № 1. С. 163–188.

4. Урсул А. Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход). Красноярск: СФУ, 2011. 48 с.

5. Weber A. The biology of wonder. Gabriola: New Soc. Publ., 2016. 336 p.

6. Геккель Э. Мировые загадки. Москва: ОГИЗ-ГАИЗ, 1937. 536 с.

7. Гирусов Э. В. Социальная экология в системе современного научного знания // Философские науки. 2011. № 6. С. 65–76.

8. Schecter B. «Development as an aim of education»: a reconsideration of Dewey’s vision // Curriculum Inquiry. 2011. Vol. 41, no. 2. P. 250–266. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-873X.2011.00546.x.

9. Whitehead A. N. The aims of education // Daedalus. 1959. Vol. 88, no. 1. P. 192–205.

10. Артамонова Е. И. Философские основания экологической парадигмы образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 2. С. 30–35.

11. Кетова Т. Н. Конструирование человека как актуальная проблема экологического образования // Философия образования. 2014. № 2. С. 149–158.

12. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство. Москва: УРСС, 2016. 256 с.

13. Bookchin M. The philosophy of social ecology: essays on dialectical naturalism. Montreal [et al.]: Black Rose Books, 1995. 183 p.

14. Розенберг Г. С., Розенберг А. Г., Иванов М. Н. Социальная экология М. Букчина – элемент устойчивого развития? // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2012. Т. 21, № 1. С. 176–183.

15. Orr D. W. Earth in mind. On education, environment, and the human prospect. Washington [et al.]: Island Press, 2004. 235 p.

16. Stoddard I. What was education for? Learning in the shadow of climate change // Social ecology and education: transforming worldviews and practices. London; New York, 2021. P. 41–54.

17. Van Tol J. A social ecological model of education: economic problems, citizenship solutions // The Journal of Environmental Education. 2024. Vol. 55, no. 3. P. 249–266. DOI: https://doi.org/10.1080/00958964.2023.2284245.

18. Pulkki J., Varpanen J., Mullen J. Ecosocial philosophy of education: ecologizing the opinionated self // Studies in Philosophy and Education. 2021. Vol. 40, no. 4. P. 347–364. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-020-09748–3.

19. Суворова Г. М. Экология образования: философская перспектива коэволюционной концепции // Ноосферные исследования. 2022. № 3. С. 20–26.

20. Monroe M. C., Eames C., White P. J., Ardoin N. M. Education to build agency in the Anthropocene // The Journal of Environmental Education. 2023. Vol. 54, no. 6. P. 351–354. DOI: https://doi.org/10.1080/00958964.2023.2277209.

21. Dale A., Leighton H. (Edge) ucation by design // Social ecology and education: transforming worldviews and practices. London; New York, 2021. P. 3–14.

22. Васильева Л. В. О прототипах трансформативно-развивающего обучения // Образование и право. 2019. № 1. С. 272–276.

23. Hill B. S. Transformative learniо 28–40.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рахинский Д.В., Панасенко Г.В., Мельникова Т.В., Минеев В.В., Штумпф С.П. Осмысление целей образования в социально-экологической перспективе. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):392–401. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-3

For citation: Rakhinsky D.V., Panasenko G.V., Melnikova T.V., Mineev V.V., Shtumpf S.P. Understanding the aims of education from a perspective of social ecology. Professional education in the modern world. 2024;14(3):392–401. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-3

Просмотров: 91

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)