Проблема ответственности обучающегося в условиях цифровизации образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-2
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются некоторые социально-психологические проблемы, связанные с изменением субъектности обучающегося как основного актора образовательных практик.
Постановка задачи. Целью статьи является обсуждение остроактуальных проблем ответственности обучаемого в условиях формирующейся нетрадиционности образовательных коммуникаций. Методика и методология исследования. Обсуждение ведется в рамках методологических принципов когнитивизма и социального конструкционизма, определяющих сегодня вектор исследований, связанных с влиянием цифровизации на образовательные практики.
Результаты. Актуализируется тезис о том, что изменение субъектности индивида (как обучающегося субъекта) в условиях конвергенции приложений искусственного интеллекта в образовательные практики происходит в двух основных плоскостях: первая из них связана с деформацией (снижением) уровня ответственности обучающегося за совершение образовательных практик «как конкретных действий обучения»; вторая – с тем, что детерминация снижения ответственности во многом определяется «перемещением» обучающего в «зону комфорта». В этой зоне происходит «делегирование» выбора и принятия решений индивида (субъекта, обучающегося) приложениям искусственного интеллекта.
Выводы. На фоне вопросов, связанных с «достоверностью решений», предлагаемых искусственным интеллектом, и недостаточностью «цифровой грамотности», возможность самоидентификации обучающегося и уровень его ответственности (как реального субъекта образовательных практик) могут быть подвергнуты явному сомнению и требуют методологического и методического осмысления.
Об авторе
С. И. ЧерныхРоссия
Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии
630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155
Список литературы
1. Холмс У., Бялик М., Фейдл Ч. Искусственный интеллект в образовании: перспективы и проблемы для преподавания и обучения. Москва: Альпина Паблишер, 2022. 301 с.
2. Кузьминов Я., Юдкевич М. Университеты в России. Как это работает. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2021. 614 с.
3. Salmerón L., Altamura L., Delgado P., Karagiorgi A., Vargas C. Reading comprehension on handheld devices versus on paper: a narrative review and meta-analysis of the medium effect and its moderators // Journal of Educational Psychology. 2024. Vol. 116, no. 2. P. 153–172. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000830.
4. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения: аналит. записка ИИТО ЮНЕСКО: пер. с англ. Москва: Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, 2020. 44 с.
5. Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну: сб. ст. Междунар. науч.‑практ. конф. Конвент УГИ – 2023, Екатеринбург, 31 марта – 1 апр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. 151 с.
6. Четвертикова О. Н. Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар. 2‑е изд., доп. Москва: Кн. мир, 2021. 415 с.
7. Черных С. И., Борисенко И. Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20.
8. Черных С. И. Несколько соображений по поводу цифровизации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 4. С. 598–599.
9. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. № 1–2. С. 22–37.
10. Токтарова В. И. Педагогика в цифровую эпоху: структурно-содержательный анализ // Вестник Марийского государственного университета. 2022. № 4. С. 474–482.
11. Шедран Д. С. Педагогика: учеб.‑метод. пособие. Саратов: Саратовское обл. училище (техникум) олимп. резерва, 2014. С. 183.
12. Судейская А. Что лучше – прогрессивное или традиционное обучение? Ученые провели большое исследование // Skillbox Media: сайт. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-luchshe-progressivnoe-ilitraditsionnoe-obuchenie-uchyenye-proveli-bolshoe-issledovanie/ (дата обращения: 19.04.2024). Дата публикации: 17.03.2023.
13. Екатеринчук О. В., Циплакова Ю. В. Экзистенциальная педагогика и цифровые технологии в образовании // Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну: сб. ст. Междунар. науч.‑практ. конф. Конвент УГИ – 2023, Екатеринбург, УрФУ, 31 марта – 1 апр. Екатеринбург, 2023. С. 7–10.
14. Черешнев Е. Форма жизни № 4. Как остаться человеком в эпоху расцвета искусственного интеллекта. Москва: Альпина Паблишер, 2023. 482 с.
15. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2. С. 100–106.
16. Гасников А. Ректор Иннополиса: «Когда все будет делать искусственный интеллект, не начнем ли мы деградировать?»: 10 тезисов Александра Гасникова о возможностях, опасностях и революции больших моделей // Бизнес Online: сайт. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/624989 (дата обращения: 19.04.2024). Дата публикации: 02.03.2024.
17. Уймина О. И. Цифровые инструменты в образовании как способ подготовки квалифицированных специалистов // Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну: сб. ст. Междунар. науч.‑практ. конф. Конвент УГИ – 2023, Екатеринбург, УрФУ, 31 марта – 1 апр. Екатеринбург, 2023. С. 11–16.
18. Кёниг Г. Конец индивидуума. Приключения философа в мире искусственного интеллекта. Москва: Individuum, 2023. 352 с.
19. Паризи Л. Инструментальный разум, алгоритмический капитализм и неисчисляемое: пер. с англ. // Новое литературное обозрение. 2019. № 4. С. 169–181.
20. Гудова М. Ю. Цифровая педагогика как составная часть философии образования // Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну: сб. ст. Междунар. науч.‑практ. конф. Конвент УГИ – 2023, Екатеринбург, УрФУ, 31 марта – 1 апр. Екатеринбург, 2023. С. 3–6.
21. Ученые заявили, что технологии стремительно приобретают человеческие качества // Overclokers: сайт. URL: https://overclockers.ru/blog/amv212/show/142027/Uchenye-zayavili-chto-tehnologii-stremitel-no-priobretajutchelovecheskie-kachestva (дата обращения: 19.04.2024). Дата публикации: 29.02.2024.
22. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Ответственность как ценность: теоретический аспект // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2. С. 104–108.
23. Лисанюк Е. Н., Перов В. Ю., Марков Б. В., Стребков А. И., Сунами А. Н. Философия ответственности. Санкт-Петербург, Наука, 2014. 255 с.
24. Park Y. IQ EQ DQ. New intelligence in the AI Age. Singapore, 2021. 226 с.
25. Черных С. И. Размышления о «цифровом гражданине» // Проблемы гуманитарных исследований: сб. Всерос. (нац.) науч.‑практ. конф., г. Новосибирск, 29 нояб. 2023 г. Новосибирск, 2023. С. 123–129.
26. Цит. по: Федоров Д. ИИ-агенты Билла Гейтса: как новый виток в эволюции компьютерных технологий изменит повседневную жизнь человека // 3Dnews: сайт. URL: https://3dnews.ru/1095851 (дата обращения: 12.01.2024). Дата публикации: 12.11.2023.
27. Хоперский А. Следующий этап развития нейросетей: что такое интерактивный ИИ и почему он «ум- нее» генеративного // RB.ru: сайт. URL: https://rb.ru/opinion/interactive-ii-vs-generative-ii/ (дата обращения: 12.01.2024). Дата публикации: 11.01.2024.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Черных С.И. Проблема ответственности обучающегося в условиях цифровизации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(3):383-391. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-2
For citation: Chernykh S.I. The problem of student’s responsibility in the context of digitalization of education. Professional education in the modern world. 2024;14(3):383-391. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-2
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.