Формирование и развитие учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-16

Полный текст:




Аннотация

Введение. Формирование и совершенствование учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных целей образовательных процессов в современных вузах, важным направлением научных исследований и практико-прикладных разработок.

Постановка задачи. Цель исследования − анализ проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и методология исследования. Методы исследования − теоретический анализ и синтез результатов исследования проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. В настоящее время стоят теоретические задачи разработки интегративной модели формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущую роль в этом процессе играют ценностно-смысловые и активно-деятельностные аспекты учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их соотнесение.

Выводы. Автор суммирует результаты исследования формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отмечаются теоретическая значимость и научная новизна разработок в области формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы теоретического и эмпирического изучения проблемы формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связаны с задачами повышения качества и результативности высшего профессионального образования.


Об авторе

С. В. Коптяева
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Россия

Коптяева Светлана Владимировна – магистр психолого-педагогического образования, специалист (социальный педагог и психолог), соискатель ученой степени кандидата психологических наук 

248023, г. Калуга, ул. Разина, 212/48



Список литературы

1. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, вып. 1. С. 6 – 15.

2. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 2. С. 211 – 217.

3. Tomer G., Mishra S. K. Professional identity construction among software engineering students: a study in India // Information Technology & People. 2016. Vol. 29, no. 1. P. 146 – 172.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 308 с.

5. Латышева М. А. Психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 120 – 126.

6. Арпентьева М. Р. Конфликтная компетентность и интегративная модель кризисной терапии // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. № 13. С. 16 – 21.

7. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83 – 91.

8. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4 – 5 мая 2010 г.): материалы сообщений. Москва, 2010. С. 114 – 120.

9. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва: Гаудеамус: Академ. проект, 2015. 232 с.

10. Шаповал И. А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто:«включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84 – 99.

11. Тихонова Н. Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. 2003. Т. 12, № 1. С. 36 – 84.

12. Арпентьева М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 252 с.

13. Шаров А. А., Хмелькова О. В. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4. С. 84 – 88.

14. Кожевникова О. В., Шрейбер Т. В. Несформированная профессиональная и дентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3. С. 381 – 395. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-381-395.

15. Калашникова С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях // Гуманитарный вектор. 2013. № 1. С. 172 – 179.

16. Суслова О. И., Хмелькова О. В., Шаров А. А. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5. С. 113 – 120.

17. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис…. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 21 с.

18. Головей Л. А., Александрова Н. А., Данилова М. В., Манукян В. Р., Рыкман Л. В. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16, Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2. С. 31 – 39.

19. Махрина Е. А., Нестеренко О. В. Карьерная ориентация и проблемы адаптации студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. № S. С. 145 – 151.

20. Хяюрюнен Ю. П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры // Психология личности и образ жизни. Москва, 1987. С. 166 – 172.

21. Цариценцева О. П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг. Оренбург: ОУНБ им. Н. К. Крупской, 2009. 186 с.

22. Мещерякова Н. Н., Роготнева Е. Н. Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований // Вестник науки Сибири. 2018. № 4. С. 25 – 43.

23. Young D.G., Schreiner L.A., McIntosh E.J. Investigating sophomore student success: the national survey of sophomoreyear initiatives and the sophomore experiences survey, 2014. Columbia: Univ. of South Carolina, 2015. 124 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коптяева С.В. Формирование и развитие учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):137-145. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-16

For citation: Koptyaeva S.V. Formation and development of educational, professional and personal identity of students with disabilities. Professional education in the modern world. 2024;14(1):137-145. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-16

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)