Гуманизация и суверенизация как стратегия реформирования и развития российского образования. Часть 2. Современные тенденции гуманизации и суверенизации российского образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-14
Аннотация
Введение. Необходимой основой для разработки адекватной стратегии развития российского образования является понимание глубины и масштабов происходящих процессов развертывания содержательного общественного дискурса относительно настоящего и будущего высшей школы. Российская высшая школа может перейти от парадигмы трансляционного образования к парадигме деятельностного образования на основе двух технологических пакетов высшего образования (деятельностные и социально-коммуникативные). Именно парадигма гуманитарного развития человека будет обеспечивать конкурентные преимущества развитых стран и регионов.
Постановка задачи. В качестве стратегически важной выделена задача формирования предпосылок когнитивного общества, что означает повышение интеллектуального потенциала общества, увеличение интеллектуальной активности и связанности общества. При переходе к цифровой революции важно формирование цифровой грамотности, умение учиться в течение всей жизни и готовности к включению в сетевые форматы интеллектуального действия. Методика и методология исследования строятся на ключевых моментах гуманизации и суверенизации российского образования, которое закономерно отказалось от Болонской системы.
Результаты. Наше исследование показало, что формирование новых когнитивных институтов тормозится низким уровнем информационной и социальной связанности интеллектуалов и слабым руководством в сфере производства знаний. Мотивированность молодежи к качественному высшему образованию, высокой общей и профессиональной компетентности возникнет, если общество во всех его проявлениях (труд, досуг, политика) станет более «умным», интеллектуализованным.
Выводы. Происходящие в настоящие время изменения в сфере высшего образования осмысливаются как многогранный кризис, включающий разрыв между потребностями рынка труда и получаемыми в высшей школе профессиональными квалификациями, падением престижа преподавательского труда, необходимостью изменения парадигмы образования и ряда других проявлений в разрушении антропологической рамки-идеала человека, определяющего смысл, цели образования. Идеал человека знающего перестал быть притягательным, утратил силу императив «учить всех всему», характерный для Просвещения, пошатнулось убеждение в возвышающей силе образования, знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю цивилизацией. Образование перестало выполнять функции социального лифта. В этой ситуации будущее социальных и культурных институтов является неопределенным.
Ключ. слова
Об авторе
Н. А. КорниенкоРоссия
Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры технологии обучения, педагогики и психологии
630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 147
Список литературы
1. Розин В. М. Анализ новосибирского проекта реформирования высшего образования // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 мая 2022 г.). Москва, 2022. С. 84 – 96.
2. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. Москва, 1993. С. 3 – 20.
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналит. докл. / науч. ред. В. С. Ефимов. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 182 с.
4. Телегина Г. В. Образование на перекрестках культур: реформа на Западе и ее интерпретации. Тюмень: Издво Тюмен. гос. ун-та, 2005. 328 с.
5. Швыдкой М. Россия не безоглядно включилась в Болонский процесс // Российская газета. 2022. № 116. URL: https://rg.ru/2022/05/31/shvydkoj-rossiia-ne-bezogliadno-vkliuchilas-v-bolonskij-process.html (дата обращения: 25.07.2023).
6. Швыдкой М. Выход из Болонской системы сократит влияние РФ в мире и ударит по бюджетам вузов // ТАСС: сайт. URL: https://tass.ru/ekonomika/14784461 (дата обращения: 25.07.2023). Дата публикации: 01.06.2022.
7. Сафина З. Н. Образование через воспитание. Воспитание через образование // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 мая 2022 г.). Москва, 2022. С. 97 – 103.
8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.09.2023).
9. Тараканов А. В., Тышковский А. В., Ускова Д. Н. К вопросу о суверенизации отечественного образования // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 мая 2022 г.). Москва, 2022. С. 31 – 39.
10. Каган М. С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды. В 2 ч. Ч. 1. Москва: Юрайт, 2018. 341 с.
11. Канапацкий А. Я., Петрова Е. С. Актуализация проблемы воспитания духовности высококвалифицированного специалиста в образовательном процессе высших учебных заведений // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 мая 2022 г.). Москва, 2022. С. 65 – 69.
12. Кулэ М. Духовность, смысл и политизм // Человек и духовность. Рига, 1990.
13. Мурашов В. И. Кризис духа и его преодоление // Школа духовности. 2000. № 2. С. 68 – 84.
14. Орлов В. В., Таточенко А. Л. Болонская система (процесс) в России: реализация, проблемы и решения // Проблемы гуманизации и суверенизации российской системы высшего образования: реформы, результаты, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 19 мая 2022 г.). Москва, 2022. С. 70 – 84.
15. Салогубова Н. В., Шпыг Ю. В. ЕГЭ: школы и вузы – направления повышения эффективности сотрудничества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 95 – 98.
16. Шолохов А. В. «Болонский процесс» как генератор перманентного кризиса в российском высшем образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1 – 1. С. 87 – 90.
17. Readings B. The university in ruins. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1996. 238 p.
18. Garcia M. L., Bray O. H. Fundamentals of technology roadmapping. Albuquerque: Sandia Nat. Lab., 1997. 34 p.
19. Efimov V. S., Lapteva A. V. Practices of exploring the future: Russian foresight // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. Vol. 3, no. 1. P. 143 – 153.
20. Popper R., Miles I. D. The FISTERA Delphi: future challenges, applications and priorities for socially beneficial information society technologies: report. Manchester, Univ. of Manchester, 2005, 158 p.
21. Barnett R. Realizing the university in an age of supercomplexity. Philadelphia: Soc. for Research into Higher Education & Open Univ. Press. 200 p.
22. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. Москва, 1991. С. 195 – 206.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Корниенко Н.А. Гуманизация и суверенизация как стратегия реформирования и развития российского образования. Часть 2. Современные тенденции гуманизации и суверенизации российского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):115-126. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-14
For citation: Kornienko N.A. Humanization and sovereignization as a strategy for reform and development of Russian education. Part 2. Current trends in humanization and sovereignization of Russian education. Professional education in the modern world. 2024;14(1):115-126. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.