Иерархическая система потребностей по А. Маслоу и мотивация современных студентов


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-12

Полный текст:




Аннотация

Введение.В статье рассматривается современное значение иерархической системы потребностей А. Маслоу.

Постановка задачи. Показано, что иерархия подчиняется тем же законам, по которым существуют все сложные иерархии. В частности, в этой системе возможно развитие инверсий, при которых низший иерархический уровень способен приобретать главенствующее значение.

Методика и методология исследования. В исследовании применялся известный тест «Пирамида Маслоу». К проекту были привлечены студенты Сибирского государственного университета путей сообщения и Новосибирского государственного университета. Всего в исследовании участвовали 591 человек.

Результаты. В структуре потребностей и мотивов не выявлено сколько-нибудь значимых различий у респондентов мужского и женского пола. Обнаружено, что социальные потребности показывают достоверно более низкую актуальность, чем потребности в безопасности, самоутверждении или самоактуализации.

Выводы. Применение концепции А. Маслоу для управления мотивацией требует проведения полевых исследований, в которых выявлялась бы актуальность каждого класса потребностей именно в этом контингенте испытуемых.

 


Об авторах

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии,

630091, г. Новосибирск, Красный просп., д. 52



А. Р. Гайнанова
Сибирский федеральный университет путей сообщения
Россия

Гайнанова Алиса Рифкатовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология»

630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191



Е. А. Ауман
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

Ауман Екатерина Александровна – преподаватель кафедры педагогики и психологии 

630091, г. Новосибирск, Красный просп., д. 52



Список литературы

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 512 с.

2. Грибанова В. А. Роль мотивации в формировании гражданской активности студенческой молодежи // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2020. № 1. С. 27 – 30.

3. Куприянычева Э. Б. Мечты студентов как составляющая проектирования будущего страны // Онтология проектирования. 2016. Т. 6, № 2. С. 231 – 240.

4. Милентьева А. С. Ценностные ориентации и мотивация достижения успеха студентов вузов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 6. С. 56 – 61. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2020.6.10.

5. Сергеева О. М. Диагностика имплицитной и эксплицитной учебной мотивации студентов: оценка выраженности потребностей различных уровней по А. Маслоу // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 86 – 94.

6. Соловых О. В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 6. С. 25 – 31.

7. Толстяков Р. Р. Системный подход к определению инновационной образовательной услуги // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8. С. 354 – 360.

8. Маслоу А. Г. По направлению к психологии бытия: религии, ценности и пик-переживания. Москва: Эксмо-Пресс, 2002. 272 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 352 с.

10. Котляров И. Д. Математические модели теорий мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 10. С. 104 – 109.

11. Севостьянов Д. А. Инверсивный анализ в управлении. Новосибирск: Золотой колос, 2017. 287 с.

12. Севостьянов Д. А. Россия: полигон мотивационных инверсий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 2. С. 70 – 72.

13. Kunc N. The need to belong: rediscovering Maslow’s hierarchy of needs // Restructuring for caring and effective education: an administrative guide to creating heterogeneous schools. Baltimore, 1992. P. 25 – 40.

14. Бережковская Е. Л., Новикова Т. С., Перелыгина И. А., Прихожан А. М. Изучение мотивационной сферы у студентов-первокурсников // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2014. № 20. С. 111 – 132.

15. Воловская Н. М., Плюснина Л. К., Русина А. В. Мотивация студентов в вузе: социологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 12 – 15.

16. Наумова Е. А., Семенова О. Н., Шварц Ю. Г. Иерархическая пирамида Маслоу: результаты анкетирования врачей и учащихся медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11 – 6. С. 114 – 117.

17. Стоянов А. С. Структура ожиданий в диалектике потребностей: к устойчивости общества // Социология. 2020. № 5. С. 195 – 221.

18. Кузнецов Д. И. Разработка эмпирического исследования развивающего потенциала системы деятельностей личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 – 1. С. 122 – 126.

19. Леухин А. О. Самоактуализация как условие развития человеческого капитала // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 50 – 53.

20. Генкин Б. М. Элементы общей теории потребностей человека // Проблемы современной экономики. 2015. № 4. С. 302 – 304.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р., Ауман Е.А. Иерархическая система потребностей по А. Маслоу и мотивация современных студентов. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):103-108. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-12

For citation: Sevostyanov D.A., Gainanova A.R., Auman E.A. Hierarchical system of needs according to A. Maslow and motivation of modern students. Professional education in the modern world. 2024;14(1):103-108. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-12

Просмотров: 152

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)